26 октября, 2021

«Опять двойка»: как была написана самая известная картина Федора Решетникова

28 июля 1906 года родился художник Федор Решетников — автор картины «Опять двойка».

Картина «Опять двойка» стала самой известной в творчестве  художника. После ее написания Решетников стал действительным членом Академии художеств СССР. Популярность картины «Опять двойка» была столь велика, что какое-то время она украшала учебник для младших школьников «Родная речь». По мотивам сюжета картины был создан одноимённый эпизод 124-й серии детского киножурнала «Ералаш».

В 1957 году на студии «Союзмультфильм» был снят одноименный мультфильм с использованием картины Решетникова.



 «Детство» Федора Решетникова

У художника был целый цикл картин «Детство». Самая известная картина цикла — «Опять двойка». Эта картина является второй частью «художественной трилогии» Решетникова.

Первая картина цикла была посвящена положительному учащемуся — «Прибыл на каникулы».

Прибыл на каникулы. 1948 год
Прибыл на каникулы. 1948 год

Третья часть — «Переэкзаменовка» — продолжает историю двоечника, который на каникулах вынужден готовиться к пересдаче экзаменов. Картина с несчастным двоечником, который не может пойти гулять, была написана через 2 года после успеха картины «Опять двойка».

Переэкзаменовка. 1954 год
Переэкзаменовка. 1954 год

На картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

История картины «Опять двойка»

По первоначальному замыслу художника, цикл «Детство» должен был быть посвящен будущим строителям коммунизма – ответственным, любящим учиться детям. И на одной из ранних картин цикла «Прибыл на каникулы», действительно, изображен юный суворовец, прибывший домой на новогодние каникулы.

В следующей своей картине Федор Павлович решил делать главным героем школьника-отличник. Он отправился в школу на урок – понаблюдать за детьми.  К доске вызвали отличника, но он, к всеобщему удивлению, не справился с задачей и расстроился – стоял с поникшей головой у доски. Именно этого мальчика Решетников хотел сделать натурщиком, но ребенок догадался, что его собираются изобразить в роли двоечника и отказался позировать.

Эскизы к картине Опять двойка
Эскизы к картине Опять двойка

Тогда художник решил, что картина будет написана о двоечнике. Сначала Решетников планировал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес происходящее в квартиру. Художник хотел показать как вся семья переживает «двойку» домочадца.

На эту мысль его навела дочь Люба. Иногда Люба получала в школе двойки. В такие момента она, приходя домой, пыталась проскользнуть незамеченной. Ее расстроенное лицо и виноватый взгляд в сторону Решетников оставил двоечнику с картины «Опять двойка».

Еще одна, менее известная картина Решетникова «Любины уроки» была написана в том же, 1952 году, что и «Опять двойка».

 

Любины уроки. 1952 год
Любины уроки. 1952 год

Картина писалась с натуры. Позировал для картины юный вратарь из соседнего двора. Кстати, этот же мальчик будет позировать для неуча из картины «Переэкзаменовка».

Опять двойка. 1952 год
Опять двойка. 1952 год

Особенно сложно пришлось с собакой. Пес отказывался стоять на двух лапах. Тогда в дело пошла колбаса. Хозяин собаки манил ее кусочком колбасы, и она принимала нужную позу.

Эскиз собаки к картине Опять двойка
Эскиз собаки к картине Опять двойка

Решетников также долго не мог определиться с членами семьи — на разных эскизах их разное количество. В итоге были включены все: и мама, и сестра, и брат, и даже собака.

Отдельного внимания заслуживает портфель двоечника. Этот портфель принадлежал мальчишке-натурщику. Владелец был вратарем дворовой футбольной команды, и портфель часто служил штангой ворот.

Из портфеля выглядывают коньки нерадивого ученика – именно они, видимо, и служили причиной «опять двойки».  Решетников так объяснил свой замыел: «снова после школы играет в футбол или бегает на коньках, не замечает, как быстро пробежало время, а уроки опять не сделаны — авось завтра не спросят».

Мать двоечника Решетников изобразил в виде огорченной, но нежно любящей сына-оболтуса женщины. «Этот образ очень сложный, — писал художник, — в нем должны быть выражены и укор, и огорчение, и строгость, и теплота, и материнская любовь».

По воспоминаниям художника, огорченное выражение лица у натурщицы художнику удалось поймать, когда женщина пришла всерьез расстроенная из-за каких-то личных проблем. Решетников специально не выказал сочувствия, желая, чтобы модель подольше оставалась искренне расстроенной.

Изначально старшая сестра имела вид на картине сочувствующий.  Но о в последний момент, когда картину уже повесили в выставочном зале, выражение девочки он поменял на осуждающее.

Младший брат улыбается ехидно – он отлично понимает, что происходит и радуется неудаче старшего.  Подходящего по типажу мальчика шести-семи лет вместе с его братом художник случайно встретил на улице и уговорил позировать. Решетников намеренно провоцировал детей рассказывать друг о друге, кто чем провинился, чтобы написать ехидную улыбку младшего брата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *