20 июня 1933 года умерла всемирно известная борец за права женщин Клара Цеткин. Более шестисот тысяч человек проводило Клару Цеткин в последний путь.
Вся жизнь Клары была посвящена борьбе за женские права. На этом поприще она достигла впечатляющих успехов: добилась для женщин и сокращенного рабочего дня и избирательного права. Также Клара решительно выступала против войны и надвигающегося фашизма. Нашим современникам, как правило, имя Клары связано с праздником 8 Марта.
Последние дни своей жизни Клара провела в Советском союзе в подмосковном санатории “Архангельское”. Урна с ее прахом замурована в Кремлевской стене.
Надежда немецкой педагогики
Родилась Клара 5 июля 1857 г. в саксонском поселении Видерау в семье немецкого сельского учителя Готфрида Эйсснера и дочери французского дворянина Жозефины Витале. Отец Клары происходил из крестьянской семьи, но сумел получить образование. Уже в шестнадцать лет он вовсю учил детей Видерау. Мать Клары была родом из обеспеченной буржуазной семьи. Ее воспитали в духе женской эмансипации – немудрено, что и дочь, Клара, в дальнейшем будет разделять эти взгляды. И не просто разделять – борьба за права женщин станут смыслом и целью ее жизни.
Жозефина обеих своих дочерей привлекала к занятиям гимнастикой – в то время гимнастика считалась сугубо мужским занятием. Раз в неделю мать Клары (с благословения супруга) отправлялась на заседания местной группы «Женского союза». Там, с кружками пива в руках, продвинутые фрау обсуждали дискриминацию женщин.
Готфрид Эйснер учил детей чтению, письму, счету и закону Божьему, играл в местной кирхе на органе. Маленькая Клара ему помогала. Когда Клара в пожилом возрасте посетит родную деревню, то попросит открыть ей кирху и более часа проведет у органа в полном одиночестве.
С детства Клара выделялась отличными способностями к обучению – к девяти годам она уже познакомилась с большинством произведений Шиллера и Гете, к одиннадцати – Шекспира, Байрона, Диккенса. Особенно ее захватывали истории борьбы за освобождение. Юная Клара упивалась сюжетами освободительной борьбы в Швейцарии и французской буржуазной революции.
Продолжила Клара обучение в в педагогической семинарии Августы Шмидт. Эта семинария была одним из лучших учебных заведений Германии. Клара закончила его блестяще. Но на ниве педагогике ей реализоваться не случилось. Она лишь подрабатывала гувернанткой и домашним преподавателем в богатых домах. И очень успешно – учиться у нее было легко и приятно. Часто Клару называли «восходящая звезда немецкой педагогики». Но звезда так и не взошла – Клара была увлечена идеями социал-демократии и агитировала в ряды партийцев и другую прислугу — кухарку, садовника и горничных.
Когда в присутствии гувернантки хозяин (владелец фабрики) выставил искалеченного рабочего, который пришел просить разового пособия, Клара посулила своему работодателю следующее: «Теперь я видела, какой вы на самом деле. И могу обещать вам, что не встану на вашу защиту, когда восставший народ явится, чтобы повесить вас на ближайшем фонаре. А это произойдёт очень скоро!»
Клара и Осип: “Слов “я не могу!” – не существует!”
Во времена обучения задушевная подруга Варвара ввела Клару в кружок русских студентов. Именно там произошло знаменательное событие – Клара познакомилась с будущим мужем Осипом. Одесский еврей Осип покорил сердце Клары – когда он произносил речи о страданиях народа и революционной борьбе, глаза его горели, голос звучал. Под влияние Осипа Клара начала изучать социал-демократическую литературу и увлеклась идеями рабочего движения.
Клара ходила с Осипом на все тайные собрания социал-демократов. Ее ридикюль был набит нелегальной литературой и однажды, спасаясь от полиции, Клара вынуждена была прыгать в окно.
Осипу на тот момент было около тридцати лет. Он был из довольно обеспеченной семьи, но отказался от наследства, покинув семью. В 1880 году Цеткина сначала арестовывают, а затем высылают из Германии. Клара, получившая от Осипа признание в любви, следует за ним во Францию. Хотя Осип честно предупредил, что ничего, кроме полной опасностей и лишений жизни революционера, предложить ей не может.
Стоит отметить, что Клара вовсе не была сухарем в кожанке. Клара была прелестна, остроумна и жива.
Чтобы отправиться в Париж, к Осипу, Клара почти два года работала гувернанткой в небольшом австрийском городе. Затем переправляла нелегальную литературу в Цюрихе. Переправка запрещенки производилась с элементами театрального искусства. Клара паковала литературу в мешок с травой. Когда ее останавливали, она прикидывалась крестьянкой и начинала кричать: «Я ищу свою телку… Откуда мне знать, что здесь какое-то оцепление? Эй, люди! Вы слышите? Где это видано, чтобы не давали пригнать домой собственную скотину!..»
Через два года Клара наконец переезжает в Париж к любимому. Последующие несколько лет были для нее счастливейшими: Париж, рождение двух сыновей, любовь к мужу и все это на фоне самоотверженной политической борьбы.
Однопартийцы дали Кларе прозвище – Дикая Клара. С пылающими глазами, звенящим голосом она выступала на митингах, охваченная желанием перемен и возмущением имеющимся положением вещей.
Жила семья Цеткин очень и очень скромно. Осип зарабатывал переводами, Клара тоже переводила и преподавала немецкий язык. Денег не хватало категорически. В распоряжении семьи с двумя детьми была маленькая квартира, состоящая из двух небольших комнат и кухни. Еды хватало только детям, взрослые частенько сидели на вынужденной диете. Мясо покупалось только тогда, когда Осип получал деньги за крупную работу, а это бывало редко. Поношенную одежду Клара прикрывала большой шалью. Однажды их даже выгнали на улицу с детьми, поскольку денег заплатить за жилье Осип не заработал. И выгнали не просто так, но и еще и с арестом личных вещей (одежды!), в том числе и детской.
Ко всему прочему, оформить брак они не могли. У эмигранта Цеткин не было документов, Клара, в случае брака, потеряла бы немецкое гражданство. Клара просто взяла фамилию Осипа. Несмотря на тяжелое материальное положение, семейство Цеткин было вполне счастливо. Даже будучи беременной, Клара посещала все собрания социал-демократов. Она любила мужа, верила в революцию, жила в той среде, которая была ей духовно близка.
В Париже семейство Цеткин познакомились с Полем и Лаурой Лафарг. Лаура была дочерью Карла Маркса. Лафарг с полной самоотдачей обучали товарищей по борьбе Цеткин революционной деятельности. Есть мнение, что именно Лаура надоумила Клару методам сбора средств на революцию.
Известно, что Карл Маркс получал деньги от родственника – небезызвестного Фредерика Филипса (основателя фирмы Philips), а журнал Клары позже будет финансировать Роберт Бош (основатель фирмы Bosh). Кстати, производство стиральных машин, «облегчающих женский труд», Бош задумался как раз после знакомства с Кларой.
Защитница работниц: “Что я сделала для несчастных, обездоленных и угнетенных?”
После смерти мужа, Клара вернулась в Германию. Там она стала главным редактором женского журнала “Гляйхайт. Газета в защиту интересов работниц” (“Равенство”).
Журналом Клара руководила аж четверть века. Будучи журналистом, Клара посещала самые бедные дома, видела нищету и исковерканные женские судьбы. Множество гневных статей она посвятит острой проблеме тяжелого положения женщин. Клара с жаром выступала на митингах, где поднимала проблему положения женщины в семье и обществе – почти бесправной и униженной.
В это же время Клара очень сблизилась со своей соратницей по борьбе – Розой Люксембург.
К слову сказать, сама Клара в тот период решила полностью отказаться от личной жизни и всю себя посвящать борьбе.
Но жизнь распорядилась иначе – в свои сорок шесть лет она повстречала свою новую любовь. Этой любовью стал двадцатидвухлетний художник Георг Фридрих Цундель. Клара долго сопротивлялась отношениям – она понимала, что брак будет неравным, что, возможно, ее осудят и так далее.
Но в итоге решилась. И совместная жизнь с Цунделем была вполне благополучной. Молодой муж даже помогал партийной работе Клары: рисовал плакаты, оформлял залы для собраний, писал портреты пролетариев.
Клара в это время много писала о проблемах женщин – семейной жизни, положении в обществе. Современная женщина, считала Клара, должна иметь профессию, которая раздвинет для нее границы привычного домашнего мира. Женщина с профессией не будет довольствоваться тем, что ниспошлет ей мужчина, а будет предъявлять к жизни гораздо более высокие требования.
“Когда семья перестанет существовать как хозяйственная единица и ее место займет семья как моральный союз, женщина сможет развивать свою индивидуальность как равноправная соратница мужчины, занятая той же работой, имеющая те же цели, идущая вместе с ним вперед, и одновременно она сможет наилучшим образом выполнять свои задачи как супруга и мать”.
Несмотря на занятость на ниве социал-демократии и женской эмансипации, Клара очень любила наряжаться, общаться с подругами, читать Толстого, выращивать розы…
В загородном доме Цеткин часто устраивались литературные и музыкальные вечера, во время которых, случалось, и сама хозяйка садилась за рояль, а ее сын Максим аккомпанировал на скрипке. Именно отсюда Розе Люксембург (лучшей подруге и соратнице Клары) экспрессом отправлялись в Берлин первые подснежники. Также Клара не единожды укрывала у себя в доме находившихся в розыске революционеров.
В 1910 году, на второй Международной социалистической женской конференции, Клара Цеткин выступила с резолюцией о ежегодном проведении женского дня. В нем не было и сотой доли той романтики, которую привнесли в праздник 8 Марта сейчас. Его главной целью была агитация за предоставление женщинам избирательного права, поэтому Клара предлагала сделать его международным.
Первая мировая война не обошла стороной и семью Клары Цеткин. С фронта от сыновей она крайне редкие и короткие письма и очень тревожилась за детей. Материальное положение было тяжелым. Как редактор газеты, она не получала дополнительного пайка, положенного рабочим. Цундель ничего не зарабатывал – в военное время искусством не принято интересоваться. Молодой муж записался добровольцем на фронт и Клара не могла ему этого простить.
Позже выяснится, что у Георга давно есть молодая любовница. Он влюбился в Паулу Бош (Паула – дочерь основателя всемирно известной компании Bosch) и попросил у Клары развода. Клара развода не хотела – официально они оформили его спустя десять лет.
Широта взглядов на выбор женщины позволила Кларе сохранить дружбу с Розой Люксембург, когда у последней случился страстный роман со старшим сыном Цеткин – Константином. Роза была старше любовника на 15 лет. И спустя годы Клара с теплотой вспоминала свою подругу по борьбе. Роман был предсказуемо недолгим.
В 1920 году шестидесяти трехлетняя Клара впервые посетит Россию. Она долго жила в Москве, общалась с Лениным и Крупской. Позже она часто при визитах в нашу страну останавливалась в санатории «Архангельское», где прямо в комнате знаменитой революционерки жил забавный енот, подаренный охотниками. Туда же по утрам, как по команде, прибегали три соседские собаки. Они усаживались перед террасой, и медсестра говорила: «Товарищ Цеткин, ваша гвардия прибыла!»
В пожилом возрасте Клара Цеткин проводила встречи с женщинами-пролетарками, но обсуждали они не победу над империализмом, а проблемы брака и отношений полов. Ее очень интересовала теория Фрейда и прочие деликатные темы. Владимир Ленин не одобрял такого поведения. Он считал буржуазными рассуждения и невоздержанность в личной жизни. Но Клара не изменила себе; она продолжала проповедовать рабочим женщинам о том, что отношения женщин и мужчин важны, и им следует уделять такое же внимание, как и идеям революции.
Из письма Ленина Кларе:
«Мне говорили, что на вечерах чтения и дискуссий с работницами разбираются преимущественно вопросы пола и брака… Я ушам своим не поверил, когда услыхал это!.. Скажите, пожалуйста, время ли сейчас занимать работниц тем, как любят и любимы, как ухаживают и принимают ухаживания?»
В последние годы жизни Клара плохо себя чувствовала,почти с каждого собрания приходила совершенно измотанной и изнуренной. И продолжала усердно работать. “Ты спрашиваешь, дорогой мальчик, как я себя чувствую? – писала она сыну Максиму. – Я работаю, работаю, работаю днем и ночью”.
Ошибка