На протяжении четырнадцати лет Екатерина Фурцева возглавляла советскую культуру. Фигурой она была противоречивой. Но за годы, проведенные на этом посту, министр Фурцева сделала много полезного.
Некоторые представители искусства были ей благодарны за помощь и поддержку – министр могла быть щедрой и великодушной. Но те деятели, которые оказывались у нее “в опале”, отзывались о Фурцевой как о мстительном и жестоком человеке. Считалось, что ссориться с “Екатериной Великой” было чревато: она запросто могла сломать карьеру (и даже жизнь) неугодному актеру или музыканту.
Фурцева и Шульженко
Певицу Клавдию Шульженко Фурцева не любила. Считала, что репертуар Шульженко далек от того, который должен быть у советского артиста: слишком уж много лирики.
Однажды случилось так, что певица, приглашенная на прием к Фурцевой, прождала встречи более часа. Не дождавшись аудиенции, сказала секретарю министра буквально следующее: «Передайте Вашей начальнице, что она дурно воспитана!». Такое замечание было вполне в духе дерзкого нрава Клавдии Ивановны.
Собственно, расплата не заставила себя долго ждать. Фурцева вычеркнула Шульженко из очереди на на квартиру в высотном доме на площади Восстания. И демонстративно выходила из зала, когда на сцену поднималась Шульженко. Пенсия у “голоса эпохи” была самой низкой среди работников искусства (сто восемьдесят рублей).
Запретить выступления Клавдии Шульженко, которая пользовалась большой всенародной любовью, Фурцева, конечно, не могла (а быть может, и не хотела), но жизнь звезде подпортила. Несмотря на это, из рук министра Шульженко получила звание народной артистки СССР.
Фурцева и Лужина
Актриса Лариса Лужина проснулась знаменитой после выхода фильма «На семи ветрах». Фильм ждал большой международный успех. В Каннах его представляла творческая делегация, в рядах которой была и Лужина.
На вечере в честь премьеры фильма один из гостей пригласил Лужину станцевать твист. Этот танец среди советских граждан считался крайне непристойным. Актриса вышла и станцевала. По ее собственному признанию, танцевала она довольно скромно.
Снимок, на котором Лариса в окружении мужчин танцует твист, попал на обложку французского журнала. Журнал показали и Фурцевой – снимок привел ее в состояние великого гнева. И Лариса Лужина отныне за рубеж выезжала с большими сложностями, а в очереди за квартирой ей пришлось стоять очень долго.
Миансарова и Фурцева
В 60-е Тамара Миансарова была очень популярна. Ее песню «Черный кот» пела вся страна. В 1963 году исполнительница победила на эстрадном конкурсе в Сопоте. Польский журнал назвал имя Миансаровой в числе лучших певиц СССР.
Министр культуры Фурцева всеобщего восторга не разделяла. В репертуаре Миансаровой было много песен иностранных авторов, а ее “Черный кот” – замаскированный твист.
Певицу обвинили в пропаганде западного образа жизни, отсутствии патриотизма и запретили петь самые известные композиции. Ее перестали приглашать на концерты, она исчезла с экранов.
Позже артистка уволилась из «Москонцерта». Уехала в Донецк и вернулась в Москву только после смерти министра.
Стоит отметить, что филармония в Донецке в те времена была одной из лучших в СССР. И уехала туда певица добровольно – переждать свары, происходившие в «Москонцерте».
За кулисами шли слухи о том, что Фурцева завидовала внешней привлекательности Миансаровой. Якобы на праздновании встречи нового года в Кремле обаятельная и Миансарова была в центре внимания известных мужчин: Гагарина и Хрущева. После этой ночи артистка и попала в немилость министра.
Ободзинский и Фурцева
Причины личной неприязни Фурцевой часто сложно было понять или чем-либо объяснить. Более всего, пожалуй, не повезло артисту Валерию Ободзинскому. Его любил народ, пластинки продавались огромными тиражами.
Однажды Фурцева, инспектирующая завод грампластинок, заметила, что пластинок Ободзинского выпускается слишком уж много. Ее возмутило такое положение вещей: «У вас что, весь завод на одного Ободзинского работает?».
Также стали распространяться слухи, что певец недоволен своими доходами и собирается покинуть страну.
И у артиста началась “черная полоса”. Он перестал выступать на телевидении, перестал проводить концерты. К 1987 году Ободзинский работал сторожем на галстучной фабрике. И начал излишне увлекаться алкоголем. Позже он вернулся на эстраду, но вскоре умер.
Но есть и мнение, что запрет на пластинки и концертную деятельность Валерия связаны вовсе не с Фурцевой, а с председателем Гостелерадио СССР Сергеем Лапиным. К Ободзинскому он относился неприязненно: “Нам достаточно и Кобзона”.
ОшибкаВероятно, отношение Фурцевой к “угнетенным” деятелям диктовалось все же не чертами ее характера (и уж точно не женской завистью), а по большей части существующими обстоятельствами – она была на страже идеологии. После смерти Фурцевой с жалобами на министра выступали и те артисты, которые при ней поживали вполне неплохо. Многие из них благодаря Фурцевой имели и почетные звания, и ордена, и заграничные командировки