Site icon Черно-белый день

Четырнадцать лет лагерей: за что осудили саратовскую школьницу?

Кружок для юных математиков

Шестнадцатилетнюю саратовскую школьницу Ирину Пиотровскую арестовали 22 июня 1941 года. Она едва закончила девятый класс.

Годы, проведенные в лагерях, а всего Ирина пробыла в заключении четырнадцать с половиной лет, в судьбе ее случились благодаря сущим мелочам: однажды прочитанному вслух стихотворению и участию в школьном кружке математиков.

Изначально кружок этот был математическим, а позже участники начали обсуждать и острые вопросы повседневности. Кто-то из ребят принес старые издания трудов Ленина. Стали сравнивать их с новыми изданиями Владимира Ильича, находили различия.

Сын сотрудника НКВД, один из участников кружка, поделился дома происходящим в школе.

Объединением заинтересовались – с весны 41-го уже начались аресты. Всерьез эти аресты тогда ребятами не воспринимались – ведь обвинять их было не в чем.

Поход в магазин длиною в пятилетку

Дошла очередь и до Ирины. Она была задержана после того, как кто-то из арестованных одноклассников признался в том, что Пиотровская однажды зимой прочитала стихотворение Сергея Есенина. “Возвращение на родину” Ирина, действительно, читала. Прочла стих по просьбе товарищей на дне рождения.

Она была девушкой начитанной, стихов знала много. Отчего бы и не почитать?

Задержали Ирину майским утром. В тот день они с матерью собирались на дачу. Ирина пошла в магазин за продуктами.

Домой она теперь вернется нескоро.

Подошли двое мужчин, схватили школьницу, силой повели в машину. Увезли ее на улицу Дзержинского, в тюрьму.

В камере люди спрашивали: “А она здесь почему? Почему ребенок в камере?”

Причину ареста Ирине не сообщали, сказал лишь, что “спросят кое о чем и выпустят”.

Мать Ирины, испуганная внезапным исчезновением дочери, искала ее по моргам и больницам. А нашла неожиданно на Дзержинского.

Позже выяснится, что один из арестованных ее одноклассников, будучи избитым на допросе, рассказал, что Пиотровская читала стихи запрещенного автора. У него требовали называть какие-нибудь фамилии – он и называл.

Была у арестованной школьницы и другая версия ее задержания.

В 1934 году шли повальные аресты после убийства Кирова. Поляки были под подозрением как возможные иностранные шпионы. Чекисты не арестовали отца Ирина лишь по одной причине – они пришли за ним слишком поздно, тот накануне умер. А на дочери “вредного элемента” уже вовсю отыгрались.

В камере Ирина узнала, что началась война.

В тюрьме она познакомится с академиком Вавиловым. Это произойдет незадолго до смерти ученого. Николай Иванович Вавилов был арестован на основании доносов его оппонентов, его должны были расстрелять.

Великого ученого обвинят во вредительстве и в связях с белоэмигрантами. Сталин к Вавилову относился всегда с недоверием – припоминал тому отца-предпринимателя, уехавшего в Болгарию сразу после революции.

Ирине Вавилов на прощание сказал, что если она освободится когда-либо и будет в Москве, то непременно должна передать, что в саратовской тюрьме она видела его, академика Вавилова.

Пиотровскую и прочих кружковцев судил военный трибунал. 58-ая статья.

Следствие длилось более полугода.

Школьников избивали, требовали признаний, истязали бесконечными допросами.

Бывалые политические сидельцы давали Ирине советы по правильному поведению на допросах. Ни в чем не признаваться, требовать замены следователя, встречи с прокурором.

Все было бесполезно – били, списывая травмы на падения с лестницы. Выбивали неосторожное слово о власти.

Кружковцам в итоге было предъявлено обвинение в создании террористической группы и в попытке покушения на Сталина.

Пиотровская, как не достигшая совершеннолетия, получила пять лет заключения, ее товарищи – по десять. Одного из участников кружка приговорили к расстрелу.

Лагерная молодость

В заключении Пиотровская строила сталинградскую железную дорогу – носила камни. Потом была переведена на “легкий труд”. Первое заключение растянулось более пяти лет. Освободить Ирину должны были в июне 1946 года, а на деле освобождение произошло только в августе 1947-го. Долго ждали некоего “особо распоряжения”.

Ирина Пиотровская

Второе заключение не заставило себя долго ждать – арест последовал уже в 1948 году, на свободе Ирина была около полугода.

В этот раз обвинений против нее выдвинуто не было, “досиживала за прошлое”. Дали восемь лет магаданских лагерей.

Работала грузчиком, на валке леса, на стройках, на сельхозработах. В холоде, голоде, в истощении, с бесконечными отправками в карцер.

Пиотровская в своих воспоминаниях писала о том, что зачастую об объектах строительства, которые были возведены силами заключенных, рапортовали как об ударных комсомольских стройках. Делали фотографии, на которых довольные комсомольцы, показательно везли строительные тележки. Заключенных на время съемки отгоняли в сторону.

Освободилась Ирина Казимировна в октябре 1955 года. На прощание начальник лагеря подписал с ней документ, согласно которому бывшая заключенная Пиотровская обещала не разглашать того, где она была и чем занималась все эти годы своей трагической молодости.

После реабилитации Ирина работала в редакции газеты “Магаданская правда”. При устройстве на работу нужно было заполнить анкету. В графе “места пребывания и работа” Ирина указала “в системе МВД”.

В партию, даже под жестким давление парторга редакции, Пиотровская не вступила.

Ошибка
Exit mobile version