Сын Сергей – единственный из детей революционера, кто предпочитал от “грязного дела” держаться подальше. Лев Давыдович писал о том, что “Сергей с двенадцати лет к политике повернулся спиной”. Но, тем не менее, участь близких людей он все же разделил. В 1937 году Сергея – профессора технологического института, ученого – расстреляли.
Родился Сергей во втором браке Льва Троцкого – с Натальей Седых. Детство провел в эмиграции с родителями и братом Львом.
При аресте Сергея, зимой 1935 года, в квартире у него обнаружили архив, переписку и фотографии с отцом. А также некий контрреволюционный пасквиль, который Седых не признал своей вещью. Вероятно, в ходе обыска пасквиль был просто подброшен.
Троцкий мотивом ареста младшего сына считал политическую месть ему лично. Наталья Седых положение Сергея назвала “в чужом пиру похмелье”.
В “Анкете арестованного” Сергей Седых должность родителя указал как “журналист-литератор”. На допросе сознался, что ездил к родителям в ссылку и провожал их при отъезде за границу. Но что здесь особенно? Сыном он был заботливым.
В протоколе следователь запишет, что Седых проводил активную троцкистскую работу и желал гибели Сталину. Приговор – пять лет лагерей в Красноярске.
С момента высылки в Сибирь всякие известия о Сергее стали семье его недоступны. Лев Давидович считал, что “Сереже тяжелее всего. Нет в нем пружины”.
В Красноярске Седых устроился на завод в должности инженера, к нему приехала жена Генриетта Рубинштейн. Ждали ребенка. Казалось, что жизнь – пусть и в таком виде – устраивается.
В1937 году газета “Правда” написала о попытке отравления генераторным газом рабочих машиностроительного завода имени Серебровского. В статье речь шла о том, что Троцкий запустил свои щупальца на советское предприятие в Красноярске. Окопавшиеся на производстве “троцкистские последыши” неправильно монтируют оборудование и выводят из строя вентиляцию. Митингующий заводчане просили НКВД очистить завод от врагов.
Сергея Седых отправили в Воркуту, а в 1937 году расстреляли. Признательные показания от него так и не были получены. И не прав был Троцкий, писавший, что в младшем сыне не было пружины. Вдова Сергея провела в лагерях почти двадцать лет.