Site icon Черно-белый день

Легендарный “Красин”: спасение Красной палатки. Что произошло 12 июля? В 1928 году советский ледокол “Красин” спас итальянскую экспедицию на Северном полюсе

В 1927 году конструктор Умберто Нобиле задумал полет к Северному полюсу на дирижабле собственной разработки. Проект Нобиле горячо поддержал глава Италии Бенито Муссолини. Дирижабль получил название “Италия”. В 1926 году Нобиле уже летал на Северный полюс в составе экспедиции легендарного Амундсена на дирижабле “Норвегия”. Между Нобиле и Амундсеном возникли непримиримые разногласия – конструктор решил самолично организовать новую экспедицию для исследования Арктики. Экспедиция состояла из 18 человек и собаки инженера фокстерьера Титины.

Полярник Амундсен и конструктор Нобиле

Выступая перед толпой провожающих, Умберто заявил: «Мы вполне уверены и спокойны в отношении подготовки экспедиции. Все, что можно предусмотреть, предусмотрено, даже возможность катастрофы. Дело наше опасное, еще более опасное, чем экспедиция 1926 года. На этот раз мы хотим достичь большего, иначе не стоит труда возвращаться. Но мы пустимся в это путешествие именно потому, что оно опасно. Если бы это было не так, другое нас давно опередили бы».

Экспедиция Умберто Нобиле

Экспедиция стартовала 15 апреля 1928 года. Оборудования и продовольствия было взято в солидном количестве – общим весом около тонны. В экспедиция была снабжена санями, надувными лодками, лыжами, теплой одеждой, палатками и запасной радиоаппаратуройю К 8 мая она прибыла на Шпицберген – именно там должна располагаться база для поддержания связи с дирижаблем, направляющимся на Северный полюс.

Нобиле в дирижабле

“Италия” в общей сложности предприняла 3 вылета к полюсу. Первые 2 вылета не принесли успеха – первый вылет сорвался по погодным условиям, второй был кратковременным.

Дирижабль Италия

Последний вылет был назначен на 23 мая. Экспедиция, в составе 16 участников, достигла Северного полюса и сделала задуманное – на лед были сброшены флаг Италии и крест. На обратном пути дирижабль встретился с потоками сильного встречного ветра. Полет проходил практически вслепую. Расход топлива был увеличен, на борту возникла  техническая проблема – заклинил руль высоты. 25 мая в 10.33 “Италия” рухнула на арктический лед. От удара кабина и задняя мотогондола с механиком оторвались от дирижабля и остались на льду. Неуправляемый дирижабль унес 6 членов экипажа в неизвестность. До сих пор путешественники числятся пропавшими без вести. Оставшиеся в живых члены экспедиции свидетельствовали о том, что через 20 минут после падения на лед на горизонте, в восточном направлении, оставшиеся на льдине увидели тонкий столб дыма, возможно, это сгорела “Италия”.

Из 10 членов экипажа, оказавшихся на льду, механик Помелла погиб на месте, у ещё троих, в том числе и у Нобиле, были сломаны конечности.

При ударе, к счастью путешественников, из дирижабля выпали также ящики с пищей, снаряжение, средства навигации и связи и палатка на 4 человек. Палатку облили красной краской – чтобы спасатели увидели ее на льду.

Спасательная операция “Красная палатка”

Известие о катастрофе “Италии” разлетелось по миру. За злоключениями “Красной палатки” внимательно наблюдали и в СССР. Был создан специальный комитет помощи. Через несколько дней трое членов экспедиции решили покинуть лагерь и попытаться спастись своими силами – рассчитывать на помощь было сложно, на сигнал SOS никто не отвечал.

ледокол Красин

 

 

Через 10 дней советский школьник-радиолюбитель Николай Шмидт из деревни Вознесенье-Вохма принял позывные итальянцев и передал радиограмму в Москву.

Николай Шмидт

На помощь потерпевшим отправился советский ледокол “Красин” – самый мощный ледокол в мире. На борту судна находился самолет авиатора Б.Г. Чухновского. Руководил экспедицией Рудольф Лазаревич Самойлович. Параллельно советской экспедиции на спасение “Красной палатки” были отправлены спасатели из Норвегии, Финляндии, Швеции, Италии и Франции.

23 июня, спустя месяц после катастрофы, шведским летчиком был спасен Нобиле. Этот факт Нобиле часто ставили в вину – как командир он должен был покинуть лагерь последним. После спасения конструктора швед сам стал заложником Арктики – его самолет застрял лыжей во льдах.

Спустя еще 2 недели, другой шведский самолет – маленький “Мот” – спас еще одного путешественника, но вернуться за оставшимися потерпевшими не рискнул.

Обнаружение Красной палатки

12 июля “Красин” подошел к льдине, на которой обнаружил пеших путешественников: тех самых, что решили не ждать помощи. Правда, их осталось двое из трех – в пути один из них, шведский геофизик Финн Мальмгрем, погиб еще месяц назад. В этот же день были спасены и оставшиеся обитатели “Красной палатки”. В общей сложности

Умберто Мобиле и Титина

путешественники дрейфовали на льдине 48 дней. Муссолини отправил “Красину” слова признательности и благодарности.

Ледокол Красин и самолет Чухновского

После спасения экспедиции Нобиле стало ясно, что молодое советское государство может работать в Арктике, это стало стартом крупномасштабной программы освоения Северного морского пути. В 1934 году “Красин” принял участие в спасении полярной экспедиции челюскинцев. Для участия в этой операции ледокол совершил переход во Владивосток через Атлантику и Тихий океан.

Судьба шестерых человек, унесенных дирижаблем оставалась неизвестна. Предположительно, дирижабль отнесло к Гренландии. Запасы одежды и продовольствия были большими – кто-то мог выжить и ждать помощи. Экспедиции уходили из Ледовитого океана, считая, что поиски не имеют смысла – все погибли. “Красин” все же начал поиски пропавшей шестерки, успехом они не увенчались.

В спасении экспедиции Нобели участвовали 6 стран, 18 кораблей, 21 самолет и более 1500 человек. В ходе спасательных операций погибли Рауль Амундсен и пять членов экипажа самолета. Амундсен сам решил спасти своего “заклятого недруга” и отправился в спасательный поход, наняв частный гидросамолет.  По пути из Тромсё самолет бесследно исчез. Попытки найти обломки самолета не увенчались успехом. Предположительно, он потерпел крушение у острова Медвежий.

Также при возвращении на родину разбился самолет с тремя итальянскими летчиками на борту.

Из экипажа “Италии” погибли 2 человека, еще 6 пропали без вести.

После спасения было организовано расследование по крушению “Италии”. Умберто Нобиле был обвинен в провале экспедиции,  предательстве своей команды, смерти Амундсена.

Список членов экспедиции

Участники экспедиции Нобиле

Предположения

  1. После обнаружения двух человек, ушедших из лагеря спасаться самостоятельно, внешний вид штурмана Филиппо Цаппи вызвал недоумение. Несмотря на продолжительное пребывание в суровых условиях Арктики и ограниченного количества еды, физическая форма Цаппи была вполне в норме. На Цаппи были теплые вещи погибшего Мальмгрена и вес его совсем не изменился. Чего было не сказать о втором участнике этой группы – Адальберто Мариано. Мариано был бос, обморожен и крайне истощен. Это позволило предположить, что Цаппи занялся каннибализмом – поедал мясо с тело умершего Мальмгрена. Тело Мальгрена так и не было обнаружено. Цаппи утверждал, что Финн начал сдавать через пару недель после ухода из лагеря. Сломанная рука давала о себе знать. За месяц до прихода “Красина” Мальгрен будто бы потребовал оставить его умирать во льдах и перед смертью отдал теплую одежду Цаппи. Чухновский же утверждал, что видел троих человек на льдине еще в июле.
  2. Писатель и исследователь льдов Кристенсен Моника выдвинула теорию, что на самом деле Амундсен не погиб у Медвежьего, а выжил. Основанием для этой теории послужили находки студенческой экспедиции в 1936 году на Шпицбергене. Студентами было обнаружено место предполагаемой палатки, итальянский документы. норвежские газеты, остатки еды и кусок прорезиненной хлопковой ткани, такая ткань тогда использовалась в дирижаблях и воздушных шарах. Кристенсен утверждала, что разбить этот лагерь могли либо выживший Амундсен, либо унесенная на дирижабле шестерка путешественников.
Ошибка
Exit mobile version