Site icon Черно-белый день

“Эффект прожектора”: все смотрят только на меня!

эффект прожектора

Человеку свойственно преувеличивать интерес других людей к себе. Такое явление психологии носит название “эффект прожектора”.

Индивид, подверженный “эффекту прожектора”, искренне убежден в том, что внимание окружающих буквально приковано к его скромной персоне. Таким вот образом происходит переоценивание реального внимания со стороны других людей. Переоценивание происходит, конечно, не всегда, а только в том случае, если человек полагает, что в его облике или поведении что-то изменилось. Например, женщина, радикально сменив прическу, в первые дни своего нахождения в коллективе может чувствовать повышенное к себе внимание: все заметили и, вероятно, им не понравилось. Вон – шушукаются!

Наверняка, очень многие читатели также переживали этот эффект. Если во время обеденного перерыва вы случайно капаете соусом на свою сорочку, то вам будет казаться, что внимание коллег приковано к этому пятнышку. Или же если вы, к примеру, спотыкаетесь и падаете на улице, то вам кажется, что заметили этот кульбит все-все окружающие. Или вы опоздали на какое-либо важное совещание, и заходите последним. В этом случае вы ощущаете, что внимание аудитории приковано именно (и только) к вам.

То есть, общество, лишь заметив ваш промах или погрешность в одежде, чутко целит на вас свой прожектор внимания. И вы стоите в этом круге света, как какая-нибудь рок-звезда. Но в отличие от рок-звезды удовольствия от внимания толпы, конечно, вы не получаете. А получаете большой дискомфорт: окружающие вас оценивают и критикуют.

«Эффект прожектора» впервые описал профессор Томас Гилович. В его исследовании принимали участие студенты, которым было поручено явиться на лекции в футболках с изображением Барри Манилоу. Этот Барри Манилоу — эстрадный певец, популярность которого на момент проведения исследования была давно в прошлом. Носить студенту футболку с его фото в конце 90-х годов – аналогично тому, как если бы сейчас студент пришел в институт в майке с изображением Андрея Губина или Филиппа Киркорова. Т.е., персонаж был в среде современных студентов вопиюще непопулярным. Далее у студентов выяснили, сколько же человек, по их мнению, обратили внимание на то, что на футболке был изображен именно Манилоу. И выяснилось, что внимание окружающих студенты переоценили на целых 23%. То есть, на деле люди вовсе не так часто замечают изменения во внешности или поведении других, как кажется.

Таким образом, заметят пятно, опоздание или падение на улице далеко не все. А даже те, кто заметит, не придадут увиденному большого значения. Когда человек осознает, что повышенного внимания никто на него не обращает, а люди более всего на свете заняты своими личными задачами, мыслями и проблемами, то тревожность закономерно снизится. И человек “со сцены” уйдет. “Прожектор” погаснет. А если же человек не осознает (“нет, на меня все смотрят, меня помнят и насмехаются!”), то данное когнитивное искажение может принять патологические формы. И даже привести к тому, что человек начнет общества избегать, изолироваться от него.

Ошибка
Exit mobile version