Site icon Черно-белый день

“Красные похороны”: красный гроб и марши

красные похороны

20-е годы прошлого века ознаменовались пересмотром бытовой стороны жизни гражданина. Похороны также не могли остаться в стороне от пристального внимания большевиков. Нового человека и хоронить следовало как-то иначе, по-новому.

Вопрос с погребением вызывал жаркие дискуссии. Религиозная часть обряда, разумеется, исключалась. Но что дальше? Что дать гражданам взамен? И стоит ли рядового работника хоронить пышно – с оркестром и речами – как и заслуженных революционеров? И не станет ли борьба коммунистов с привычной (и отсталой) обрядностью народа, собственно, этой самой обрядностью? Молодые активисты, протестующие против каких-либо обрядов предлагали после смерти передавать их хладные тела хоть на мыловарню.

Но за сохранение обрядности выступал Троцкий. И даже посвятил этому вопросу целую брошюру. Точка зрения его была проста: человеку, живущему в атмосфере религиозных ритуалов, отказаться от них будет сложно. Переход же от религиозных мероприятий к революционным будет произвести гораздо проще, нежели вовсе отказываться от них. Любой пролетарской семье важно отметить значимое событие жизни: рождение, крещение, свадьбу и похороны.

И писались инструкции, сценарии, очерки на этот счет.

Первые “красные похороны” вызвали большой народный интерес. На церемониях собирались тысячи людей. По большей мере, ими управляло любопытство. Похороны без попов, кутьи и поминок представить было сложно. Соответственно, эти мероприятия проводились с размахом. Хоронить нового человека полагалось под звуки марша и в красном гробу. Цвет гроба прижился – в красных гробах хоронят и сейчас. Хотя изначально такое цветовое решение для последнего пристанища многих шокировало. Красный цвет в православии – цвет воскресения, никакого отношения к погребению не имеющий.

Действо было сложным и величественным. Впереди шли музыканты, исполняющие похоронный марш (замена церковному отпеванию), следом комсомольцы несли гроб. Замыкали шествие коммунисты с флагами. Процессия двигалась к кладбищу. Там проходила гражданская панихида – речи над могилой, смены караула и ружейные залпы. Похороны людей заметных были действенным поводом для пропаганды.

Известны случаи и “пионерских похорон”. Собственно, погребение сверстника производилось полностью руками самих пионеров. Родители и прочие родственники отодвигались тут на очень задний план. Структура церемонии была такой же, как у взрослых.

“Красные похороны” поделили общество. Похоронная обрядность – вещь крайне консервативная. Старики и бабы похорон с флагами и без попов не признали вовсе. И хоронили близких по-старому. Более передовые элементы – молодежь и жители больших городов – практиковали гражданские похороны. Как правило, эти похороны были скромными. А в итоге даже возник некий симбиоз обряда: с похоронным маршем и речами, но и с непременным приглашением попа.

Ошибка
Exit mobile version