“Красные похороны”: красный гроб и марши

“Красные похороны”: красный гроб и марши post thumbnail image

20-е годы прошлого века ознаменовались пересмотром бытовой стороны жизни гражданина. Похороны также не могли остаться в стороне от пристального внимания большевиков. Нового человека и хоронить следовало как-то иначе, по-новому.

Вопрос с погребением вызывал жаркие дискуссии. Религиозная часть обряда, разумеется, исключалась. Но что дальше? Что дать гражданам взамен? И стоит ли рядового работника хоронить пышно – с оркестром и речами – как и заслуженных революционеров? И не станет ли борьба коммунистов с привычной (и отсталой) обрядностью народа, собственно, этой самой обрядностью? Молодые активисты, протестующие против каких-либо обрядов предлагали после смерти передавать их хладные тела хоть на мыловарню.

Но за сохранение обрядности выступал Троцкий. И даже посвятил этому вопросу целую брошюру. Точка зрения его была проста: человеку, живущему в атмосфере религиозных ритуалов, отказаться от них будет сложно. Переход же от религиозных мероприятий к революционным будет произвести гораздо проще, нежели вовсе отказываться от них. Любой пролетарской семье важно отметить значимое событие жизни: рождение, крещение, свадьбу и похороны.

И писались инструкции, сценарии, очерки на этот счет.

Первые “красные похороны” вызвали большой народный интерес. На церемониях собирались тысячи людей. По большей мере, ими управляло любопытство. Похороны без попов, кутьи и поминок представить было сложно. Соответственно, эти мероприятия проводились с размахом. Хоронить нового человека полагалось под звуки марша и в красном гробу. Цвет гроба прижился – в красных гробах хоронят и сейчас. Хотя изначально такое цветовое решение для последнего пристанища многих шокировало. Красный цвет в православии – цвет воскресения, никакого отношения к погребению не имеющий.

Действо было сложным и величественным. Впереди шли музыканты, исполняющие похоронный марш (замена церковному отпеванию), следом комсомольцы несли гроб. Замыкали шествие коммунисты с флагами. Процессия двигалась к кладбищу. Там проходила гражданская панихида – речи над могилой, смены караула и ружейные залпы. Похороны людей заметных были действенным поводом для пропаганды.

Известны случаи и “пионерских похорон”. Собственно, погребение сверстника производилось полностью руками самих пионеров. Родители и прочие родственники отодвигались тут на очень задний план. Структура церемонии была такой же, как у взрослых.

“Красные похороны” поделили общество. Похоронная обрядность – вещь крайне консервативная. Старики и бабы похорон с флагами и без попов не признали вовсе. И хоронили близких по-старому. Более передовые элементы – молодежь и жители больших городов – практиковали гражданские похороны. Как правило, эти похороны были скромными. А в итоге даже возник некий симбиоз обряда: с похоронным маршем и речами, но и с непременным приглашением попа.

Ошибка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему семью Немич зовут “красными палачами”?Почему семью Немич зовут “красными палачами”?

1 В январе 1918 года в городе Евпатории произошла кровавая расправа с противниками власти большевиков. За три дня января было казнено около трех сотен человек, которых “красные” отнесли к врагам

Сталин и Крупская

Почему Сталина обвинили в убийстве Крупской?Почему Сталина обвинили в убийстве Крупской?

Вдова Владимира Ильича скоропостижно скончалась 27 февраля 1939 года. Смерть ее произошла на следующий день после дня рождения. Накануне Надежде Константиновне исполнилось семьдесят лет. По огромной стране сразу поползли слухи

похороны Ленина, почему Ленина не похоронили

А почему Ленина не похоронили сразу по-человечески?А почему Ленина не похоронили сразу по-человечески?

Прощание с Владимиром Ильичом происходило в Колонном зале. За три дня церемонии мимо гроба прошло около миллиона человек, и поток все не иссякал. Многочисленные делегации рабочих – советских и иностранных