Site icon Черно-белый день

Чем закончился первый гражданский брак в России? Незавидная доля “валькирии революции” Александры Коллонтай

19 марта 1872 года родилась “валькирия революции”, первая женщина нарком, ярый борец за равенство женщины в семье – Александра Коллонтай.

Союз генеральской дочери Александры Коллонтай и революционного матроса Дыбенко был одним из первых браков в молодой советской республике, заключенным без участия церкви.

С самого начала семейной жизни эта эпатажная пара привлекала внимание общественности. Разница в возрасте между мужем и женой составляла семнадцать лет. Разница в образовании и происхождении была еще более глобальной.

Об этом странном союзе шутил даже вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин. Он говорил о том, что казнить эту пару было бы более гуманным наказанием, нежели принуждать их к верности друг другу хотя бы в течение пяти лет.

Их брак называли союзом «распутной бабы и разбойника с большой дороги».

Сама Александра Коллонтай говорила, что полюбила мужа не за интеллект, что и понятно, а за беспощадность, силу, жестокость и волю.

Стоит отметить, что этот был вовсе не первым для Шурочки. С юности она пользовалась повышенным вниманием мужчин.

При этом будущая революционерка утверждала, что замуж выйдет только по любви, расчет не для нее.

В первый раз она вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая. А накануне замужества отказ от нее получили завидные женихи – адъютант императора Александра III – Владимир Тутомлина и генеральский сын Иван Драгомиров.

Драгомиров даже не смог пережить отказа Шурочки, предпочел покинуть этот бренный мир. Пустил пули в свое разбитое сердце.

Супруги Коллонтай с сыном Мишей

Долгого счастья в браке не случилось.

Шура хотела быть свободной, как птица, как ветер. И не нашла ничего лучше, кроме как полюбить товарища своего мужа – Александра Саткевича.

Этот Саткевич жил у них в доме на правах второго мужа Это была классическая “шведская семья”.

Коллонтай признавалась, что искренне любила сразу двух.

Но потом ей как-то враз все надоело, она отбыла в Швейцарию на учебу, бросив маленького сына, мужа и любовника.

Муж, кстати, очень долгое время не давал беглянке развода.

Странный союз: дикарь и дворянка

Встреча с Дыбенко была довольно романтична. Во время выступления Коллонтай перед матросами на корабле, кто-то сбросил стапели, по которым революционерка поднималась.

Дыбенко подхватил ее в охапку и на лодке отвез на берег. Крепкие объятия матроса, как мы можем убедиться далее, произвели не Александру огромное и глубокое впечатление.

Александра Коллонтай с мужем Павлом Дыбенко

Коллонтай, не дожидаясь милости, сама сделала предложение поклоннику.

Она – сорокапятилетняя женщина из дворянской семьи. Была очень образована, знала около десятка языков, имела большой авторитет в партии.

Он – безвестный матрос, “непонятный дикарь” из крестьянской семьи, обожавший алкоголь и и любовные утехи с девушками легкого поведения.

Павел Дыбенко имел три класса образования. До революции зарекомендовал себя как пьяница и дебошир, был завсегдатаем корабельного карцера.

Современники отзывались о нем, как о человеке выдающейся физической силы, зашкаливающей драчливости, с необузданным нравом.

В начале Первой мировой войны он вступил в большевистское подполье. Это станет началом его “великолепной карьеры”. После захвата власти в Петрограде он станет одним из тех, кто возглавил русскую армию и флот. Русские военачальники, узнав о таком командовании, лишали себя жизни, не в силах терпеть позор.

Во времена Гражданской войны Дыбенко отличался небывалой жестокостью. На Тамбовщине он травил крестьян газами, расстреливал, сжигал их живьем. За верность и службу получил орден Красного Знамени.

Они поженились в марте 1918 года. Этим решением круг общения Александры был немного шокирован – она была сторонницей “свободных отношений”, тот факт, что отношения с матросом дошли до официального брака был довольно странным.

Возможно, что и до этого заключались браки без участия церкви.

Но Коллонтай и Дыбенко стали первыми из известных революционных деятелей, создавших семью по новым правилам. О них писали в советских газетах, “белые” смеялись, сами большевики втихушку удивлялись.

Коллонтай и Дыбенко: свободолюбие и жесткость

Продлился этот брак, как и следовало ожидать, недолго. Всего лишь пять лет. Павел, верный привычному образу жизни, пьянствовал и напропалую изменял жене.

Сама Коллонтай, которая ранее высказывалась о ревности как о постыдном пережитке прошлого, вовсю устраивала скандалы своему супругу-изменнику.

Впервые обнаружив наличие любовницы у мужа, Александра более всего была возмущена тому, что Дыбенко называет чужую женщину “голубкой”. “Голубкой” ведь он называл ее, это ласковое обращение только для нее. Коллонтай страшно страдала из-за измен мужа, такими признаниями пестрит ее дневник.

В 1913 году, до всепоглощающей любви к “матросне” Дыбенко, Коллонтай опубликовала свое исследование под названием «Новая женщина». В этой работе она уверенно заявила, что женщина должна бороться со своими эмоциями и отказаться от ревности.

Даже себе, в дневнике, страдающая Шурочка объясняла, что она не жена, а человек. И нужно достойно выносить тяготы неверности супруга.

Но развод в итоге произошел. Случился он по инициативе Александры – дальше сохранять семью смысла не было.

Она уехала за границу, став первой женщиной-дипломатом в Советском Союзе. В Норвегии она закрутила роман с французским коммунистом, младше ее два десятка лет.

Дыбенко приезжал к ней, каялся, умолял вернуться. Но гордая “валькирия революции” отказалась. Разлюбила.

А Павел Дыбенко женился еще раз, занял руководящую должность в РККА. В 1938 году его обвинили в шпионаже в пользу США и расстреляли.

Ошибка
Exit mobile version