Site icon Черно-белый день

Что случилось 1июля? 1 июля 1889 года родилась советский скульптор Вера Мухина (автор знаменитой скульптурной композиции «Рабочий и колхозница»).

Семья и детство Веры

Вера Мухина в годы учебы в гимназии

Будущий скульптор родилась в Риге в 1889 году. Семья Веры была богата, но не особо счастлива – мать семейства рано умерла от туберкулеза.  Отец Веры, купец Игнатий Мухин, перевез детей (у Веры была еще старшая сестра) в солнечную Феодосию – чтобы

Вера Мухина в детстве, 1892 год

страшная болезнь не добралась до потомства. Там, на берегах Крыма, Вера впервые взялась за кисти. Видя с какой страстью дочь рисует, Игнатий благословил ее на этот труд. Нет, ни пенькой Вера будет торговать, у нее иное предназначение…На старшую дочь Мариюстваок купец не делал – ее увлекали праздники, балы и театры.

«Стало быть, художником будешь, а я мечтал, что ты продолжишь мое дело. Сына бог не дал. А у тебя характер мой, упрямый…»

Игнатий Мухин и дочери: Вера и Мария

В 14 лет Вера потеряла и отца. Детей родственники перевезли в Курск, а затем и в Москву. В Москве девушки должны были обзавестись женихами, а затем и семьями. Вера была против таких планов – ее занимало только искусство. В Москве она изучала живопись в художественных студиях и мечтала о Париже. Именно Париж в то время считался центром искусства, туда устремлялись люди жаждущие его. Кроме рисования, её привлекала скульптура, и она параллельно посещала две студии.

Становление художника

Далее вмешался случай, причем, несчастный случай.  Вера была в гостях в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась. Особенно сильно пострадал нос. Местные врачи каким-то образом лицо “сшили”, но Вера новому облику была не рада – на себя ей было страшно смотреть в зеркало.

Родственники отправили ее в Париже – на операции. Вера стойко перенесла несколько операций по пластике лица, но у нее стремительно начал портиться характер. Вера стала резкой, “крутой нрав”. В Париже продолжилась учеба, теперь обучение Вера проходила у скульптора Э. Бурделя в Академии искусств. Бурдель был учеником легендарного Родена, его мнение для Веры значило очень много. Ни один десяток работ был разбит Верой в процессе обучения.

Вера Мухина на учебе во Франции

В свободное время она гуляла по городу, посещала музеи. Вера Игнатьевна могла продолжать учебу, но она торопилась в Россию. В это время ее сестра Мария выходит замуж за иностранца и переезжает в Будапешт. А Вера Игнатьевна на родине, окончив курсы для медсестер, работает в госпитале. Ей пришлось на 3 года оставить занятия скульптурой.

Помимо скульптуры Париж подарил Вере и первую любовь – эсера-террориста Александра Вертепова. Любовь эта длилась недолго – в 1915 году влюбленные вынужденно расстались. Вертепов уехал на фронт, воевать на стороне Франции, а Вера поехала в Россию навестить родню. В России она и осталась – жених на фронте погиб, а Октябрьская революция началась.

Вера с пониманием отнеслась к революции. А годы Первой мировой войны и Гражданской войны она самоотверженно работала санитаркой. Вера-санитарка спасла десятки жизней, в том числе и своего будущего мужа.

Алексей Замков

Вера Мухина и Алексей Замков

Вера Мухина с сыном Всеволодом, 1924 год

Вера познакомилась с любовью всей своей жизни в госпитале. Там доктор Замков умирал от тифа. Вера была влюблена, Замков болел и взаимностью не отвечал. И вновь в жизнь Веры вмешался случай ( и опять несчастный). Осенью 1917 года в госпиталь влетел снаряд. Вера потеряла сознание, а пришла в себя на руках Алексей – так начался их роман. Брак был крепким, несмотря на многочисленные испытания: голодные послевоенные годы, болезнь сына Всеволода.

Вера Мухина: работы

Вернуться в профессию Вера смогла лишь в конце 20-х.  И сразу удача – работа под названием «Крестьянка»получила хвалебные отзывы  и гран-при на выставке «10 лет Октября». Кстати, сегодня “Крестьянка” украшает коллекцию Ватиканского музея в Риме.

Крестьянка

Но после первого успеха удача от Веры отвернулась. «Памятник Революции», скульптурное оформление будущей гостиницы «Москва» вызывали только критику. Причина – не пролетарское происхождение Веры – дочери купца.

Мужу Веры также приходилось тяжело – его инновационный гормональный препарат «Гравидан» вызывал вопросы, начались доносы от коллег и даже обыски в доме. Под гнетом неудач супруги решили бежать – в Латвию. Но в ходе побега были арестованы и сосланы в Воронеж. Помог супругам вернуться в Москву и продолжить работать писатель пролетариата Максим Горький. Сталин позволил Замкову открыть в Москве свой институт, а его жене – принять участие в престижном конкурсе, воспевающем приближающийся коммунизм.

Скульптор Вера Мухина за работой

Стоит также отметить, что на тот момент Вера ни разу не имела персональной выставки. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла.

Скульптор Вера Мухина. Рабочий и колхозница

Идея скульптуры принадлежала архитектору Б. М. Иофану, автору советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке Этот монумент должен был увенчать павильон СССР на Парижской выставке 1937 года.

“Идеал и символ советской эпохи”

Летом 1936 года был объявлен закрытый конкурс,. Участвовали в нем всего 4 наиболее известных в то время скульпторов: В. А. Андреев, И. Д. Шадра, М. Г. Манизер и Вера Мухина.

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Два месяца отводилось на воплощение идеи. Неожиданно монумент Веры победил – именно ее скульптура как бы утверждала: мы добились многого, мы твёрдо поступательно движемся вперед, только вперед, а впереди ещё немало великих достижений.

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

Первоначальный проект пришлось доработать. Комиссия постановила обе фигуры одеть (у Веры Игнатьевны они были обнаженными), а Ворошилов даже посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами».

«Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием» “Идеал и символ советской эпохи”

Фигуры Вера решила собрать из сверкающих листов стали. До Мухиной на подобное решался лишь Эйфель со статуей Свободы в США.

«Мы его превзойдем!»

Стальной монумент весом семьдесят пять тонн изготовили за два месяца. Пять тысяч деталей, из которых складывался монумент, были «выколочены» из листов нержавеющей хромоникелевой стали на деревянных и гипсовых моделях и собраны на специально сконструированном инженерами каркасе для окончательного утверждения высокой комиссией. Впервые в стране и, пожалуй, в мире, при сборке была применена точечная сварка.

Но не обошлось и без неожиданных неприятностей. Директор завода, на котором изготавливались фрагменты статуи, обеспокоенный, что не справится с заданием вовремя, написал донос на Мухину и её помощников, обвинив их в намеренном затягивании работы, а также в том, что в отдельных местах оболочки просматривается… профиль злейшего врага народа Троцкого. Вера была на пределе нервного истощения и даже готовилась к аресту.Правительственная комиссия, возглавляемая всё тем же Молотовым и К. Е. Ворошиловым, а затем и лично Сталин, который специально приехал ночью поглядеть на монумент, профиля ненавистного Троцкого не обнаружили, несколько инженеров после окончания Парижской выставки были тем не менее арестованы и репрессированы.

Далее монумент разобрали на 65 частей и в 28 вагонах отправили в Париж. Успех был потрясающим! Композицией публично восхищались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались чернильницы, портмоне, платки и пудреницы с изображением монумента, в Испании были в ходу почтовые марки.

Монумент Рабочий и колхозница на выставке в Париже, 1937 год

На этой выставке в Париже советский павильон располагался точно напротив германского. Немцы намеренно не спешили с завершением своего строения, наблюдая за тем, как идут дела у советских представителей. Дождавшись, когда «Рабочий и колхозница» были установлены, они надстроили свой павильон так, что он стал на десяток метров выше нашего, а на крыше посадили железного орла. В итоге на фоне монумента Веры Мухиной орёл выглядел маленьким и жалким.

Монумент СССР как символ будущего противостояния

 

Жизнь скульптора Веры Мухиной после выставки в Париже

В Москве Веру ожидали сложные времена – парижская весна закончилась. Ее «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке на родину и установили на низкий постамент. Местоположение монумента тоже не соответствовала пожеланиям Мухиной – архитектор видела свое творение либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ. Монумент же собрали на том месте, где посетители ВДНХ привыкли его видеть, и простоял почти 70 лет.

Умер Горький, гонения на Алексея Замкова вспыхнули с новой силой. Алексея перевели на должность обычного терапевта в заурядной поликлинике, в 1942 году он скончался из-за последствий второго инфаркта.

Последней каплей несчастий стало попадание самой Веры в немилость

Мир. 1953 год

вождя. Сталин возжелал бюст работы Веры Мухиной. Вера пригласила Сталина к себе в мастерскую – на сеансы с натуры. Сталин оскорбился и ограничил ее свободу. Она продолжала получать сталинские премии, ордена и сидеть в архитектурных комиссиях. Но при этом не имела права выезжать за границу, проводить персональные выставки и даже оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке.

Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола сталинградского планетария. Женщина, которая держит в изящных, но сильных руках земной шар.

Ошибка
Exit mobile version