Что случилось 1июля? 1 июля 1889 года родилась советский скульптор Вера Мухина (автор знаменитой скульптурной композиции «Рабочий и колхозница»).

Что случилось 1июля? 1 июля 1889  года родилась советский скульптор Вера Мухина (автор знаменитой скульптурной композиции «Рабочий и колхозница»). post thumbnail image

Семья и детство Веры

Вера Мухина в годы учебы в гимназии

Будущий скульптор родилась в Риге в 1889 году. Семья Веры была богата, но не особо счастлива – мать семейства рано умерла от туберкулеза.  Отец Веры, купец Игнатий Мухин, перевез детей (у Веры была еще старшая сестра) в солнечную Феодосию – чтобы

Вера Мухина в детстве, 1892 год

страшная болезнь не добралась до потомства. Там, на берегах Крыма, Вера впервые взялась за кисти. Видя с какой страстью дочь рисует, Игнатий благословил ее на этот труд. Нет, ни пенькой Вера будет торговать, у нее иное предназначение…На старшую дочь Мариюстваок купец не делал – ее увлекали праздники, балы и театры.

«Стало быть, художником будешь, а я мечтал, что ты продолжишь мое дело. Сына бог не дал. А у тебя характер мой, упрямый…»

Игнатий Мухин и дочери: Вера и Мария

В 14 лет Вера потеряла и отца. Детей родственники перевезли в Курск, а затем и в Москву. В Москве девушки должны были обзавестись женихами, а затем и семьями. Вера была против таких планов – ее занимало только искусство. В Москве она изучала живопись в художественных студиях и мечтала о Париже. Именно Париж в то время считался центром искусства, туда устремлялись люди жаждущие его. Кроме рисования, её привлекала скульптура, и она параллельно посещала две студии.

Становление художника

Далее вмешался случай, причем, несчастный случай.  Вера была в гостях в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась. Особенно сильно пострадал нос. Местные врачи каким-то образом лицо “сшили”, но Вера новому облику была не рада – на себя ей было страшно смотреть в зеркало.

Родственники отправили ее в Париже – на операции. Вера стойко перенесла несколько операций по пластике лица, но у нее стремительно начал портиться характер. Вера стала резкой, “крутой нрав”. В Париже продолжилась учеба, теперь обучение Вера проходила у скульптора Э. Бурделя в Академии искусств. Бурдель был учеником легендарного Родена, его мнение для Веры значило очень много. Ни один десяток работ был разбит Верой в процессе обучения.

Вера Мухина на учебе во Франции

В свободное время она гуляла по городу, посещала музеи. Вера Игнатьевна могла продолжать учебу, но она торопилась в Россию. В это время ее сестра Мария выходит замуж за иностранца и переезжает в Будапешт. А Вера Игнатьевна на родине, окончив курсы для медсестер, работает в госпитале. Ей пришлось на 3 года оставить занятия скульптурой.

Помимо скульптуры Париж подарил Вере и первую любовь – эсера-террориста Александра Вертепова. Любовь эта длилась недолго – в 1915 году влюбленные вынужденно расстались. Вертепов уехал на фронт, воевать на стороне Франции, а Вера поехала в Россию навестить родню. В России она и осталась – жених на фронте погиб, а Октябрьская революция началась.

Вера с пониманием отнеслась к революции. А годы Первой мировой войны и Гражданской войны она самоотверженно работала санитаркой. Вера-санитарка спасла десятки жизней, в том числе и своего будущего мужа.

Алексей Замков

Вера Мухина и Алексей Замков

Вера Мухина с сыном Всеволодом, 1924 год

Вера познакомилась с любовью всей своей жизни в госпитале. Там доктор Замков умирал от тифа. Вера была влюблена, Замков болел и взаимностью не отвечал. И вновь в жизнь Веры вмешался случай ( и опять несчастный). Осенью 1917 года в госпиталь влетел снаряд. Вера потеряла сознание, а пришла в себя на руках Алексей – так начался их роман. Брак был крепким, несмотря на многочисленные испытания: голодные послевоенные годы, болезнь сына Всеволода.

Вера Мухина: работы

Вернуться в профессию Вера смогла лишь в конце 20-х.  И сразу удача – работа под названием «Крестьянка»получила хвалебные отзывы  и гран-при на выставке «10 лет Октября». Кстати, сегодня “Крестьянка” украшает коллекцию Ватиканского музея в Риме.

Крестьянка

Но после первого успеха удача от Веры отвернулась. «Памятник Революции», скульптурное оформление будущей гостиницы «Москва» вызывали только критику. Причина – не пролетарское происхождение Веры – дочери купца.

Мужу Веры также приходилось тяжело – его инновационный гормональный препарат «Гравидан» вызывал вопросы, начались доносы от коллег и даже обыски в доме. Под гнетом неудач супруги решили бежать – в Латвию. Но в ходе побега были арестованы и сосланы в Воронеж. Помог супругам вернуться в Москву и продолжить работать писатель пролетариата Максим Горький. Сталин позволил Замкову открыть в Москве свой институт, а его жене – принять участие в престижном конкурсе, воспевающем приближающийся коммунизм.

Скульптор Вера Мухина за работой

Стоит также отметить, что на тот момент Вера ни разу не имела персональной выставки. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла.

Скульптор Вера Мухина. Рабочий и колхозница

Идея скульптуры принадлежала архитектору Б. М. Иофану, автору советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке Этот монумент должен был увенчать павильон СССР на Парижской выставке 1937 года.

“Идеал и символ советской эпохи”

Летом 1936 года был объявлен закрытый конкурс,. Участвовали в нем всего 4 наиболее известных в то время скульпторов: В. А. Андреев, И. Д. Шадра, М. Г. Манизер и Вера Мухина.

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Два месяца отводилось на воплощение идеи. Неожиданно монумент Веры победил – именно ее скульптура как бы утверждала: мы добились многого, мы твёрдо поступательно движемся вперед, только вперед, а впереди ещё немало великих достижений.

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

Первоначальный проект пришлось доработать. Комиссия постановила обе фигуры одеть (у Веры Игнатьевны они были обнаженными), а Ворошилов даже посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами».

«Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием» “Идеал и символ советской эпохи”

Фигуры Вера решила собрать из сверкающих листов стали. До Мухиной на подобное решался лишь Эйфель со статуей Свободы в США.

«Мы его превзойдем!»

Стальной монумент весом семьдесят пять тонн изготовили за два месяца. Пять тысяч деталей, из которых складывался монумент, были «выколочены» из листов нержавеющей хромоникелевой стали на деревянных и гипсовых моделях и собраны на специально сконструированном инженерами каркасе для окончательного утверждения высокой комиссией. Впервые в стране и, пожалуй, в мире, при сборке была применена точечная сварка.

Но не обошлось и без неожиданных неприятностей. Директор завода, на котором изготавливались фрагменты статуи, обеспокоенный, что не справится с заданием вовремя, написал донос на Мухину и её помощников, обвинив их в намеренном затягивании работы, а также в том, что в отдельных местах оболочки просматривается… профиль злейшего врага народа Троцкого. Вера была на пределе нервного истощения и даже готовилась к аресту.Правительственная комиссия, возглавляемая всё тем же Молотовым и К. Е. Ворошиловым, а затем и лично Сталин, который специально приехал ночью поглядеть на монумент, профиля ненавистного Троцкого не обнаружили, несколько инженеров после окончания Парижской выставки были тем не менее арестованы и репрессированы.

Далее монумент разобрали на 65 частей и в 28 вагонах отправили в Париж. Успех был потрясающим! Композицией публично восхищались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались чернильницы, портмоне, платки и пудреницы с изображением монумента, в Испании были в ходу почтовые марки.

Монумент Рабочий и колхозница на выставке в Париже, 1937 год

На этой выставке в Париже советский павильон располагался точно напротив германского. Немцы намеренно не спешили с завершением своего строения, наблюдая за тем, как идут дела у советских представителей. Дождавшись, когда «Рабочий и колхозница» были установлены, они надстроили свой павильон так, что он стал на десяток метров выше нашего, а на крыше посадили железного орла. В итоге на фоне монумента Веры Мухиной орёл выглядел маленьким и жалким.

Монумент СССР как символ будущего противостояния

 

Жизнь скульптора Веры Мухиной после выставки в Париже

В Москве Веру ожидали сложные времена – парижская весна закончилась. Ее «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке на родину и установили на низкий постамент. Местоположение монумента тоже не соответствовала пожеланиям Мухиной – архитектор видела свое творение либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ. Монумент же собрали на том месте, где посетители ВДНХ привыкли его видеть, и простоял почти 70 лет.

Умер Горький, гонения на Алексея Замкова вспыхнули с новой силой. Алексея перевели на должность обычного терапевта в заурядной поликлинике, в 1942 году он скончался из-за последствий второго инфаркта.

Последней каплей несчастий стало попадание самой Веры в немилость

Мир. 1953 год

вождя. Сталин возжелал бюст работы Веры Мухиной. Вера пригласила Сталина к себе в мастерскую – на сеансы с натуры. Сталин оскорбился и ограничил ее свободу. Она продолжала получать сталинские премии, ордена и сидеть в архитектурных комиссиях. Но при этом не имела права выезжать за границу, проводить персональные выставки и даже оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке.

Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола сталинградского планетария. Женщина, которая держит в изящных, но сильных руках земной шар.

Ошибка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что заставляло Фридриха Энгельса скрывать свою необычную личную жизнь?Что заставляло Фридриха Энгельса скрывать свою необычную личную жизнь?

28 ноября 1820 года родился один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс. Однажды маленькая дочь Карла Маркса предложила другу отца, Фридриху Энгельсу, заполнить анкету в своем детском дневнике. Энгельс отвечал на

Что произошло 16 июля? 16 июля 1969 года спасена экспедиция легендарного Тура Хейердала, руководителя “Кон-Тики”Что произошло 16 июля? 16 июля 1969 года спасена экспедиция легендарного Тура Хейердала, руководителя “Кон-Тики”

16 июля 1969 года были спасены члены экспедиции Тура Хейердала на плоту «Ра», попавшем в шторм в Карибском море.Эта экспедиция была организована знаменитым Туром Хейердалом. Цель экспедиции – переплыть Атлантический

UFO monument

Молебский треугольник: НЛО, йети, потусторонние энергии. Но покажут их не всемМолебский треугольник: НЛО, йети, потусторонние энергии. Но покажут их не всем

Аномальная зона под названием Молебский треугольник расположена на границе Свердловской области и Пермского края. Площадь зоны – более тысячи квадратных километров. Сотни людей, посетивших Молебку, делятся своими необычными ощущениями от