Site icon Черно-белый день

Что произошло 16 июля? 16 июля 1969 года спасена экспедиция легендарного Тура Хейердала, руководителя “Кон-Тики”

(Original Caption) To Cross the Atlantic. Safi, Morocco: Norwegian explorer Thor Heyerdahl's papyrus reed, 12-ton raft, RA, sits in the water shortly after it was launched May 17. Heyerdahl ran into serious last minute difficulties trying to rig the rudder-based on designs thousands of years old-that will steer the raft across the Atlantic to Central America. He said all preparations must be completed by May 22, because "we want to get an early start on May 23."

16 июля 1969 года были спасены члены экспедиции Тура Хейердала на плоту «Ра», попавшем в шторм в Карибском море.
Эта экспедиция была организована знаменитым Туром Хейердалом. Цель экспедиции – переплыть Атлантический океан  на папирусной лодке и доказать, что это было под силу древним путешественникам.

Хейердал считал, что еще до цивилизации древних инков мореплаватели пересекали Тихий океан на папирусных лодках. Эта гипотеза опровергалась исследованиями Института папируса в Египте. Египетские ученые доказывали, что после двух недель пребывания в водной среде, папирус начинал гнить и распадаться. Но Тур, по своему  обыкновению, решил доказать собственным примером, что плавание было вполне возможно. Примечательно, что в этой экспедиции участвовал и советский гражданин – Юрий Сенкевич.

Лодка из папируса “Ра”

Лодку назвали “Ра” – в честь бога солнца древних египтян. “Ра” за два месяца плавания преодолела пять тысяч километров пути, но в итоге затонула. Затонула лодка впрочем не по причине того, что размок папирус, а в связи с тем, что строители лодки обрубили загнутую корму лодки и ее просто в один момент захлестнуло высокой волной.

Сигнал был пойман на американской яхте. Юрию Сенкевичу так описывал эти события: “Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни.”

И лишь 16 июля 1969 года путешественники покинули лодку и переместились на яхту «Шенандоа».



“4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно.”


“29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что “Ра” будет затоплен по палубу – это точно.”


“9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас.”

Тур Хейердал известен прежде всего как путешественник, преодолевший 8000 километров на плоту по Тихому океану.  Легендарное путешествие “Кон-Тики” дало Хейердалу признание научного мира и имело массу последователей.

Книга Хейердала «Экспедиция „Кон-Тики“» была переведена на семь десятков языков и разошлась тиражом более 50 миллионов экземпляров.

Документальный фильм «Кон-Тики» удостоился премии «Оскар» в 1952 году.


«Я не ищу приключений ради самих приключений. Полнота жизни не обязательно связана с преодолением стихий — работа мысли, достижение гуманной цели украшают ее сильней. Я органически не способен считать людей, живших тысячелетия до нас, ниже себя, и мне претит, когда я сталкиваюсь с таким часто даже подсознательным пренебрежением к тем, кто жил до нас и не владел нашей техникой. Мне доставляет удовольствие щелкать по носу ученых сухарей и высокомерных гордецов. Но мотивы преодоления собственной слабости, пассивности, мотивы утверждения человеческой личности через достижение, казалось бы, недостижимого мне близки и понятны…»


Путешествие Кон-Тики

Всемирную известность Хейердал приобрел в 1947 году, когда с командой единомышленников он совершил главное путешествие всей своей жизни. Это путешествие называли безумным и самоубийственным. Путешественники отправились в плавание по Тихому океану на плоту, сооруженному из бальзового дерева. Плот носил название “Кон-Тики” и был сооружен по подобию плотов южно-американских индейцев.

Целью экспедиции Хейердала было доказать, что острова Полинезии были заселены выходцами из Южной Америки, а не из Азии, как считала тогда наука. Научный мир поднял на смех Хейердала с его гипотезой. И тогда ученый, желая доказать свою точку зрения, решил воспроизвести путешествие индейцев на плотах по океану.

Это событие широко освещалось в прессе – мир замирал, наблюдая путешествие “безумцев” практически в прямом эфире. Экипаж  “Кон-Тики” ежедневно передавал на берег сводки метеонаблюдений и океанских течений и так далее. Велся подробнейший дневник, происходящее снималось на кинокамеру.

Команда “Кон-Тики”

Экипаж “Кон-Тики”

Экипаж “Кон-Тики” состоял из 6 путешественников:

Тур Хейердал – руководитель экспедиции

Эрик Хессельберг – штурман и художник. Изобразил бога Кон-Тики на парусе судна

Бенгт Даниельссон – кок

Кнут Хаугланд – первый радист

Турстейн Робю – второй радист

Герман Ватцингер – инженер технических измерений

Также участником экспедиции являлся южно-американский попугай Лолита.

Строительство плота

Тур Хейердал хотел построить свой плот полной копией плотов древних инков – для чистоты эксперимента. Изначально Планировалось найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но деревьев там не было обнаружено. Тур отправился в глубь страны и нашел то, что и станет строительным материалом “Кон-Тики” – 9 огромных бальзовых деревьев. Бальзовое дерево – самое легкое дерево в мире. Бревна по воде они сплавили до Лимы, откуда и было впоследствии начато это знаменитое путешествие.

Изображение плота “Кон-Тики”

Плот был собран без использования гвоздей, все составляющие были скреплены между собой веревками. На строительство плота ушло 18 бревен, в центре плота была построена хижина из бамбука.  Мачта и руль плота изготовили из мангрового дерева, которое тонет в воде.

“Кон-Тики” в океане

Плот был назван “Кон-Тики” – в честь бога солнца древних инков. Среди полинезийцев были легенды о великом Тики, приплывшем с востока.

Путешествие Кон-Тики

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики вышел из перуанского порта. Буксир вытянул плот на 50 миль от берега, дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Вопрос с питанием экипажа решался очень просто – из океана добывалась рыба и морепродукты. Еда готовилась на примусе. Два члена экипажа участвовали в эксперименте по апробации американских военных пайков.

Акула на плоту

С питьевой водой вопрос тоже был решен естественным в этих условиях образом. С собой путешественники взяли около тонны пресной воды, запасы ее пополняли за счет тропических дождей и даже использования лимфатической жидкости из гланд рыб.

Наибольшую опасность представляли акулы и бури. За время путешествия “Кон-Тики” пережил две крупные бури.

Одна из которых длилась целых 5 дней. Шторм сломал парус и разрушил палубу. Также в ходе этой бури погиб попугай Лолита, путешествующий на “Кон-Тики”.

Экипаж “Ко-Тики”

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, рискуя своей жизнью – была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

На  девяносто третий день  плот подошел к к коралловому архипелагу Туамоту (острова Французской Полинезии).

С помощью местных жителей, которые помогли “Кон-Тики” грести, путешественники доплыли до кораллового атолла Рароиа Плот выдержал.  Он проделал путь длиной в 6980 км. Тур Хейердал доказал, что Полинезия вполне могла быть заселена инками.

Также в ходе экспедиции было доказано, что кокосы в Полинезию были завезены индейцами, а не принесены течением. В соленой воде кокосы теряют возможность давать всходы.

Ошибка
Exit mobile version