В конце 20-х — начале 30-х гг. 20 века в СССР прокатилась первая волна репрессий. Эта волна проходила под лозунгом борьбы с вредителями в промышленности.
В конце 20-х годов отечественная авиационная индустрия переживала не лучшие времена – собственных серийных самолетов не было, бомбардировщиков не строили, объемы производства самолетов, выпускаемых на базе лицензионных образцов истребителей и разведчиков Европы, были скромными.
Виновниками такого состояния в авиационной промышленности были назначены технические специалисты (инженеры и конструкторы), которые будто бы специально вредили прогрессу в угоду Западу.
Всего в конце 20-х — начале 30-х гг. было арестовано свыше 30 специалистов по самолетам, двигателям и авиационному оборудованию. Аресты проходили тихо, без огласки – специалистов сажали в тюрьму, предъявляя надуманные основания.
Жертвами стали такие известные специалисты, как Д. П. Григорович (основоположник российского гидросамолетостроения), Б. С. Стечкин (основоположник теории воздушно-реактивных двигателей), Н. Н. Поликарпов (создатель первоклассных истребителей) и многие другие.
Показателен в данном случае арест Д. П. Григоровича. Конструктора обвинили в развале Отдела морского опытного самолетостроения (г. Ленинград), которым он в свое время руководил. Причиной того, что отдел, начиная с 1924 года не создал ни одного достойного самолета, был назван конфликт Григоровича с коллективом.
В деле Григоровича есть интересный документ – показания молодого конструктора В.Б. Шаврова: «…Если бы Григорович был вредителем, то он бы хуже сделать не мог. Он настолько разложил дело, потеряв четыре года, обманув возлагавшиеся на отдел надежды, что заслуживает и заслуживало ранее пресечения… В этом [ему]
содействовала громадная репутация и авторитет, которыми пользовался Григорович, да и в царское время несколько удачных самолетов. В результате — полнейший кризис… достижения Отдела равны нулю».
В 1930 году был выпущен «Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединённого государственного политического управления» об «использовании на производствах специалистов, осуждённых за вредительство.
Заключенным специалистам дали задачу к марту 1930 года спроектировать истребитель с двигателем воздушного охлаждения. В дальнейшем конструкторов перевели для работы на территорию авиационного завода № 39, расположенного вблизи Центрального аэродрома («внутренняя тюрьма»). К марту истребитель ВТ 11 был готов. В апреле – построен. 27 апреля его впервые выкатили из ангара для испытаний.
Поощрением для конструкторов стало снижение меры наказаний. Смертные казни заменили годами лагерной жизни.
К лету Сталин сменил гнев на милость, осознав, что без сильного научно-технического ядра роста экономики быть не может.
10 июля 1931 года в газете «Правда» было опубликовано знаменитое постановление ЦИК СССР. Согласно этому постановлению, заключенные «внутренней тюрьмы» Особого конструкторского бюро освобождались из тюрем:
«Амнистировать нижеследующих конструкторов — бывших вредителей, приговоренных коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты, с одновременным их награждением:
а) Главного конструктора по опытному самолетостроению ГРИГОРОВИЧА Дмитрия Павловича, раскаявшегося в своих прежних поступках и годичной работой доказавшего на деле свое раскаяние – грамотой ЦИК Союза ССР и денежной наградой в 10000 рублей.
б) Главного конструктора по вооружению самолетов НАДАШКЕВИЧА Александра Васильевича, давшего новые установки вооружения, усиливающие огневую мощь Красной авиации – грамотой ЦИК Союза ССР и денежной наградой в 10000 рублей.
в) Бывшего Технического директора завода № 1 КОСТКИНА Ивана Михайловича – денежной наградой в 3000 рублей.
г) Б. (бывшего) постоянного члена Научно-Технического Комитета Управления Военно-Воздушных сил РККА КРЕЙСОНА Павла Мартыновича – денежной наградой в 1000 рублей.
д) Быв. инженера ВАО ЮРВИЦА Виктора Львовича – денежной наградой в 1000 рублей.
е) Амнистировать всех инженеров и техников, приговоренных ОГПУ к различным мерам социальной защиты за вредительство и ныне добросовестно работающих в Центральном Конструкторском Бюро».
Ошибка