В конце 20-х — начале 30-х гг. 20 века в СССР прокатилась первая волна репрессий. Эта волна проходила под лозунгом борьбы с вредителями в промышленности.
Вредитель – это тот, кто виноват в неудачах отечественной экономики. В 30-е годы в рамках борьбы с вредительством было арестовано несколько сотен конструкторов, организаторов авиапромышленности и руководителей ВВС. Приговоры для некоторых звучали коротко и безысходно – расстрел.
В конце 20-х годов отечественная авиационная индустрия переживала не лучшие времена – собственных серийных самолетов не было, бомбардировщиков не строили, объемы производства самолетов, выпускаемых на базе лицензионных образцов истребителей и разведчиков Европы, были скромными.
Виновниками такого состояния в авиационной промышленности были назначены технические специалисты (инженеры и конструкторы), которые будто бы специально вредили прогрессу в угоду Западу.
Всего в конце 20-х — начале 30-х гг. было арестовано свыше 30 специалистов по самолетам, двигателям и авиационному оборудованию. Аресты проходили тихо, без огласки – специалистов сажали в тюрьму, предъявляя надуманные основания.
Жертвами стали такие известные специалисты, как Д. П. Григорович (основоположник российского гидросамолетостроения), Б. С. Стечкин (основоположник теории воздушно-реактивных двигателей), Н. Н. Поликарпов (создатель первоклассных истребителей) и многие другие.
Показателен в данном случае арест Д. П. Григоровича. Конструктора обвинили в развале Отдела морского опытного самолетостроения (г. Ленинград), которым он в свое время руководил. Причиной того, что отдел, начиная с 1924 года не создал ни одного достойного самолета, был назван конфликт Григоровича с коллективом.
В деле Григоровича есть интересный документ – показания молодого конструктора В.Б. Шаврова: «…Если бы Григорович был вредителем, то он бы хуже сделать не мог. Он настолько разложил дело, потеряв четыре года, обманув возлагавшиеся на отдел надежды, что заслуживает и заслуживало ранее пресечения… В этом [ему]
содействовала громадная репутация и авторитет, которыми пользовался Григорович, да и в царское время несколько удачных самолетов. В результате — полнейший кризис… достижения Отдела равны нулю».
В 1930 году был выпущен «Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединённого государственного политического управления» об «использовании на производствах специалистов, осуждённых за вредительство.
Непосредственно в Бутырской тюрьме было создано конструкторское бюро – Особое конструкторское бюро. Несколько комнат оборудовали чертежными досками и другими необходимыми принадлежностями.
Заключенным специалистам дали задачу к марту 1930 года спроектировать истребитель с двигателем воздушного охлаждения. В дальнейшем конструкторов перевели для работы на территорию авиационного завода № 39, расположенного вблизи Центрального аэродрома («внутренняя тюрьма»). К марту истребитель ВТ 11 был готов. В апреле – построен. 27 апреля его впервые выкатили из ангара для испытаний.
Самолет сочетал в себе отличную маневренность и высокую скорость. Было решено, не дожидаясь окончания испытаний, начать серийный выпуск самолетов (всего построили более 800 машин). Этот самолет находился на вооружении СССР до начала ВОВ.
Поощрением для конструкторов стало снижение меры наказаний. Смертные казни заменили годами лагерной жизни.
К лету Сталин сменил гнев на милость, осознав, что без сильного научно-технического ядра роста экономики быть не может.
10 июля 1931 года в газете «Правда» было опубликовано знаменитое постановление ЦИК СССР. Согласно этому постановлению, заключенные «внутренней тюрьмы» Особого конструкторского бюро освобождались из тюрем:
«Амнистировать нижеследующих конструкторов — бывших вредителей, приговоренных коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты, с одновременным их награждением:
а) Главного конструктора по опытному самолетостроению ГРИГОРОВИЧА Дмитрия Павловича, раскаявшегося в своих прежних поступках и годичной работой доказавшего на деле свое раскаяние – грамотой ЦИК Союза ССР и денежной наградой в 10000 рублей.
б) Главного конструктора по вооружению самолетов НАДАШКЕВИЧА Александра Васильевича, давшего новые установки вооружения, усиливающие огневую мощь Красной авиации – грамотой ЦИК Союза ССР и денежной наградой в 10000 рублей.
в) Бывшего Технического директора завода № 1 КОСТКИНА Ивана Михайловича – денежной наградой в 3000 рублей.
г) Б. (бывшего) постоянного члена Научно-Технического Комитета Управления Военно-Воздушных сил РККА КРЕЙСОНА Павла Мартыновича – денежной наградой в 1000 рублей.
д) Быв. инженера ВАО ЮРВИЦА Виктора Львовича – денежной наградой в 1000 рублей.
е) Амнистировать всех инженеров и техников, приговоренных ОГПУ к различным мерам социальной защиты за вредительство и ныне добросовестно работающих в Центральном Конструкторском Бюро».
Ошибка