Вдова Владимира Ильича скоропостижно скончалась 27 февраля 1939 года. Смерть ее произошла на следующий день после дня рождения. Накануне Надежде Константиновне исполнилось семьдесят лет. По огромной стране сразу поползли слухи – старую большевичку Крупскую наверняка отравил Сталин.
Откуда взялись эти слухи?
Во-первых, между Сталиным и Надеждой Константиновной давно царили напряженные отношения. “Спать с Лениным, еще не значит разбираться в ленинизме” – так высказывался Иосиф Виссарионович о жене вождя. И даже угрожал “назначить Ленину другую жену”.
После смерти Ильича с вдовой церемониться и вовсе перестали. Со временем Крупскую оттеснили сугубо на ниву второстепенного библиотечного дела. Пропагандой и образованием она больше не заведовала. Как пишут историки, жила Надежда Константиновна в большом страхе за жизнь. Многие ее товарищи – заслуженные ленинцы – подверглись расправе. В партийной верхушке бродили разговоры о том, что Крупская всерьез настроена выступить на очередном съезде партии – с критикой деспотизма Сталина. Но собиралась ли она действительно выступить с речью – большой вопрос.
Во-вторых, накануне случившегося именно Сталин прислал юбилярше в подарок торт. Такой вот неожиданный подарок. Сторонники версии отравления допускают, что торт был отравленным – оттого и скончалась вдова Ленина.
Но эти предположения довольно сомнительны. Ведь если бы торт был “с сюрпризом”, то и гости Крупской, сидевшие с ней за одним столом, и с удовольствием угощавшиеся десертом, также высказывали бы жалобы на здоровье. Но таких случаев зафиксировано не было.
Празднование было назначено на 25 февраля, воскресенье, в санатории Архангельское. Так решила Крупская – чтобы в будний день, 26 февраля, не отвлекаться уже от работы на поздравления. Но гости потянулись в санаторий уже в субботу, 24-го. Готовить Надежда Константиновна не любила (да и когда/зачем бы ей?), но к юбилею расстаралась. И для соратников по большевистскому подполью собственноручно налепила пельмени. На десерт – бисквитный торт от товарища Сталина.
Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. Медики осмотрели ее только через три часа – предположили наличие острого аппендицита. В Кремлевскую больницу Крупскую доставили лишь к утру. Состояние ее стремительно ухудшалось, а в Кремль тем временем шел поток телеграмм и поздравительных писем от сотен коллективов, товарищей и друзей с пожеланиями здоровья и долгих лет жизни.
Консилиум врачей пришел к выводу о наличии перитонита и категорически отклонил «полезность в данном случае оперативного лечения».
27 февраля, проведя два с лишним дня в больнице, вдова Ленина умерла. Официальной причиной смерти назвали острый общий перитонит и тромбоз. Тут же, конечно, заговорили о том, Крупской позволили умереть, вовремя не оказав необходимой медицинской помощи. А не оказывали медики помощь по указанию Иосифа Виссарионовича.