На исходе прошлого столетия имя мальчика-пророка Левы Федотова было на слуху. Такая известность пришла благодаря публикации личных дневников школьника – с прогнозами развития событий в стране и мире. Время написания дневников – предвоенное. К тому моменту, когда о Льве заговорили, в живых его давно уже не было – он погиб двадцатилетним в июне 1943-го года.
Чем интересны дневники? Школьнику Леве удалось дать довольно точные прогнозы по времени нападения Германии на СССР, по развитию военных действий и крахе Гитлера. По воспоминаниям современников, Федотов, несмотря на то, что предсказал начало войны, был с виду удивлён её наступлением – будто и не ждал ничего подобного.
Всем интересующимся узнать подробности жизни Левы труда не составит – теме посвящено множество статей в печатных изданиях и интернете. Гораздо меньше имеется информации о его гибели в 1943 году.
Последние дневниковые записи датируются 1941 годом. В этом году Лев, окончивший 9 класс, с матерью эвакуировались из Москвы в Татарскую АССР. На фронт он рвался добровольцем – несмотря на слабое здоровье (имел проблемы со слухом, зрением и сердцем).
В 1943 году Леву Федотова все же призвали в армию. Из документов военного архива следует, что служил он в штрафном батальоне. В списке о военнослужащих, направленных Казанским военно-пересыльным пунктом в распоряжение командира 31 ЗСБ, станция Суслонгор, в колонке «отметки о судимости и сроках» у Федотова имеется запись: “ВТ к.л. 193-7 «г», 10 л”.
ВТ – военный трибунал, 193-7 “г” – статья, 10 л – срок.
Главный вопрос: за что Лева угодил в штрафники? Есть на этот счет несколько версий.
Возможно, имело место самовольное оставление части на срок более суток. Приговор военного трибунала 10 лет заменили на штрафную роту. Дезертирство, разумеется, исключено – Лева ведь пытался пойти добровольцем. А вот опоздание в часть – вполне реально.
Другая версия исходила от людей, знавших Леву в жизни. И здесь речь идет о том, что Федотов отличался вспыльчивым характером. За неосторожное слово его вполне могли отправить в штрафники.
Есть и третья версия – Лев, что называется, стал жертвой обстоятельств. С матерью он отправился на картофельное поле. Документов при себе, понятное дело, парень не имел – кто же носит их собой в поле? Шла всеобщая мобилизация – его ошибочно посчитали “уклонистом”.
Ошибка