Императрица Александра Федоровна имела пристрастие к курению. Появилось оно в 1905 году. Вероятно, с помощью папиросы она пыталась пережить собственные волнения в связи с революцией, а также глушила невралгические боли.
Расстаться с пагубной привычкой не смогла – не курила только в пост или когда чувствовала себя совсем уж плохо. В частности, своему мужу, Николаю II, императрица писала о том, что “скверно чувствую себя, так что даже несколько дней не курила”. Здоровье Александры Федоровны было неважным, имелись кардиологические (и не только) проблемы. В 1915 году бросить курить она пыталась именно из-за сердечных болей.
Великие княжны тоже иногда “баловались”. Император курил почти непрерывно – одну за одной. Курил все, что курится: папиросы, сигареты, трубку. Любил египетский и турецкий табак. За 1917 год Николай II выкурил около восьми тысяч папирос (около 30 штук в день). Недокуренные папиросы отца княжны брали для себя.
Курение в те времена не считалось вредным, а больше рассматривалось как безобидная привычка. Хотя женщины – и императрица тоже – своего пристрастия не афишировали.