“Анекдотчиками” в Советском союзе называли граждан, отбывающих срок за рассказ анекдотов, признанных антисоветскими или контрреволюционными.
Анекдоты, а также частушки и прочий фольклор – попадали под действие статьи № 58, ч. 10 – “Распространение антисоветской агитации и пропаганды”. Наказание – от 6 месяцев заключения в ИТЛ до высшей меры.
К 1937 году аресты “анекдотчиков” достигли пика.
“А ты знаешь, кто построил Беломорканал? Анекдотчики”
Они же строили и Братскую ГЭС.
В 1935 году комсомольцы из Ленинградской области были привлечены к ответственности за распространение контрреволюционных частушек. Исполняла их молодежь даже в Красном уголке.
В 1938 году расстреляли Павла Решетникова, работника Кавказской железной дороги. Обвинен был по ст. 58-10 – за рассказ контрреволюционного анекдота. Железнодорожник сознался, что поделился с коллегами одним-единственным известным ему анекдотом.
Подобная история случилась и с молодым преподавателем из Свердловской области Лутфием Утягановым, рассказавшим анекдот о советских вождях, которые порадовали бы рабкласс, перестреляв друг друга в честь годовщины Октября. Учителю предъявили обвинения в контрреволюционной пропаганде, участии в эсеровской организации “Совет рабочих мусульман”, распространении антиправительственных листовок.
В 1945 году в Иркутской области был арестован директор школы Алешин Петр Кириллович. Он тоже рассказал коллегам анекдот. И попал в “анекдотчики” на 7 лет лагерей. Анекдот Алешина был таким: “У Сталина жену звали Советская власть, а дочь звали Пятилеткой. Ночью с дочерью конфуз произошел детский. Сталин жену давай будить: “Вставай, Советская власть, Пятилетка… ус…алась». Отсидел срок свой полностью.
Понятное дело, непосредственно “за анекдот” не сажали. Как правило, обвинения предъявлялись за антисоветские высказывания с выпадами в сторону вождя и правительства, шпионаж, призывы к ослаблению власти Советов.
Ошибка