В первые годы советской власти была крайне популярна теория “стакана воды”. Суть ее в том, что отношения между полами сводятся лишь к удовлетворению физиологических потребностей организмов “М” и “Ж”. Чувства и ухаживания – занятия для мещан и прочих нэпманов.
В социалистическом обществе, утверждали сторонники идеи, справить половые потребности просто – как выпить стакан воды. А чувства и силы разумнее отдавать труду и ревборьбе.
Комсомольцы проводили диспуты по непростому “половому вопросу”. Целые дискуссии, к примеру, развернулись после публикаций в журналах рассказов Романова “Без черемухи”, “Суд над пионером” и повести Малашкина “Луна с правой стороны, или Необыкновенная любовь”.
В рассказе Пантелеймона Романова “Суд над пионером” показательно мнение юных граждан на острый половой вопрос. Сюжет рассказа прост – некий прыщавый пионер по фамилии Чугунов влюблен в девушку-крестьянку Машу. Он провожает ее с пионерских собраний, помогает нести мешок с кооперативной мукой, читает ей стихи. Прочие пионеры видят в таком поведении “развращение” и устраивают за пионером слежку, а позже и судят его.
“Позорно, товарищ Чугунов, – говорит председатель судилища, – сын слесаря, а ухаживает за пионеркой! Если она тебе нужна для физического сношения, то ты бы мог по-товарищески ей об этом заявить. А не мешки за ней носить. Нам необходимы женщины, которые с нами в ногу идут”.
Другие пионеры жарко поддержали председателя: “Если закрыть на такое глаза, то разврат пустит корни. И вместо солдат революции образуются любовные парочки, рисующие друг другу голубков”.
Участники процесса осудили Чугунова и изгнали из пионеров вон.
Наглядно показана также суть теории и в рассказе А. Коллонтай “Любовь трех поколений”.
Одна из героинь свою позицию обозначила так: “Вас удивляет больше всего, что я схожусь с мужчинами, когда у меня к ним просто симпатия, не дожидаясь, когда я в них влюблюсь? Видите ли, чтобы “влюбиться”, на это надо досуг, я много читала романов и знаю, сколько берет времени и сил быть влюбленной. А мне некогда – у нас в районе сейчас крайне ответственная полоса”.
Молодежь, особенно мужского пола, “стакан воды” встретили с восторгом. Женского – с восторгом куда меньшим, поскольку последствия такого “стакана” разгребать все же ей собственноручно.
Как свидетельствует статистика, в начале 20-х годов отмечался рост числа самоубийства среди молодых женщин, а младенцы-подкидыши стабильно пополняли приюты.
Свобода отношений стимулировала и рост разводов, заключение браков “на одну ночь”. Так, известен случай, когда комсомолка за январь одного года трижды умудрилась выйти замуж. Опоздав после последних свадебных гуляний на работу, была уволена (вместе с супругом). И предприняла попытку самоубийства от безысходности жизни – к счастью, неудачную.
С середины 20-х годов теория подвергалась критике и гонениям, но проповедовали свободную любовь еще с десятилетие. Ленин, Луначарский, Клара Цеткин теорию со стаканами не считали марксистской и не принимали категорически.
Ошибка