Что заставляло Фридриха Энгельса скрывать свою необычную личную жизнь?

Что заставляло Фридриха Энгельса скрывать свою необычную личную жизнь? post thumbnail image
28 ноября 1820 года родился один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс.

Однажды маленькая дочь Карла Маркса предложила другу отца, Фридриху Энгельсу, заполнить анкету в своем детском дневнике. Энгельс отвечал на вопросы анкеты интересно, с юмором. На один из вопросов – к кому Вы испытываете антипатию? – Энгельс ответил, что наибольшую антипатию он испытывает к жеманным и надменным дамам.

Гражданскими женами фабриканта Энгельса были женщины не жеманные и уж точно не надменные. Обе его многолетние сожительницы имели чисто пролетарское происхождение – малограмотные, тяжко трудившиеся в молодости женщины. Сам же Энгельс был человеком высокой эрудиции, знал восемь языков.

Тем не менее, в спутницы жизни он выбрал простых девушек из семьи текстильщика – Лиззи и Мэри Бернс.

Мажор, фабрикант, спонсор

Фридрих Энгельс всегда исполнял роль “второй скрипки” в их, совместном с Марксом, деле. Сам Энгельс абсолютно спокойно признавал первенство Маркса в тернистых вопросах философии. Он даже писал, что гений тут только один – Маркс, а все остальные, в том числе и сам он, просто талантливы.

Несмотря на это, исследователи и почитатели марксизма, признают, что без помощи Энгельса Маркс вряд ли бы достиг столь впечатляющих высот – стать основоположником целого идеологического направления с миллионами последователей по всему свету.

Также известно, что второй и третий тома “Капитала” Энгельс дописывал уже в одиночку. Маркс умер, оставив детище всей своей жизни в виде черновиков.

Никакого отношения к пролетариям сам Энгельс, всю жизнь за счастье которого он боролся, не имел. Родом он был из семьи очень успешного текстильного фабриканта. Отец спал и видел, как подросший Фридрих с жаром возьмется за семейный бизнес.

Но фабричные дела юного Энгельса волновали мало – предпринимательство не затрагивало струн его души, на фабрике он вынужденно работал лишь по указке родителя.

Работал вяло и мало – времени у Фридриха хватало на то, чтобы заниматься тем, что действительно было ему близко и интересно. А увлекался молодой фабрикант журналистикой. В своем увлечении он зашел так далеко, что в статьях высмеивал нутро современного капиталиста – существа глупого и фальшиво набожного. При этом известно, что семья Фридриха была очень религиозна. Особенно был набожным отец.

Ненавистью к угнетателям будущего гегемона революции Энгельс особенно воспылает в Лондоне. Туда отец отправит наследника для изучения всех тонкостей хлопкопрядильного дела. Но хлопкопрядильное дело вынуждено было остаться без особого внимания Фридриха. Молодой Энгельс в этой двухгодичной командировке лишь насмотрится на все ужасы жизни и быта рабочего класса. Увидит нищету и грязь, осудит нечеловеческий труд, решит бороться с таким положением вещей.

На практике же, сочувствие тяжкому положению пролетариата не отбивала у Фридриха желания и возможностей жить на широкую буржуазную ногу.

Он обожал лисью охоту, дорогие вина, изысканные вещи, прекрасных дам, всевозможные кутежи с товарищами. Тратил на все это с большим вкусом огромные суммы.

Всю свою жизнь Фридрих Энгельс, собственно, и прожил как фабрикант – на производстве он не пытался улучшать качество жизни своих рабочих, а представлял интересы своей семьи, как и положено нормальному бизнесмену.

Но такое противоречие объяснялось легко – своими деньгами Энгельс поддерживал Маркса, позволял Карлу писать, творить. Не факт, что без помощи Энгельса, материальной в первую очередь, Маркс смог бы создать столь много. И даже выросшие дочери основоположника марксизма, уже обзаведясь мужьями и детьми, продолжали получать от Энгельса финансовую помощь.

О личной жизни Фридриха, в отличие от бесконечных семейных перипетий Маркса, известно не так много – свою частную жизнь Энгельс оберегал от общественности. На что имелись свои свои серьезные причины.

Маленькие женщины из Глазго

По одной из версий, в этой же поездке в Лондон Энгельс познакомится с сестрами ирландского происхождения по фамилии Бернс.

Девушки, Мэри и Лиззи, по официальной версии, были работницами фабрики Энгельсов. Сестры Бернс были дочерьми простого красильщика. Этот красильщик, потеряв жену, мать девушек, вскоре женился на другой женщине. С мачехой отношения у сестер не заладились, Бернс были вынуждены отправиться работать на фабрику.

Фридрих полюбит девушек – сразу обеих и на всю жизнь.

Ирландцы, стоит отметить, народ на тот исторический момент очень бедный и крайне угнетаемый. Работницы на фабриках в те времена трудились по четырнадцать часов в день, рабочая их неделя составляла шесть дней. Средняя продолжительность жизни работников фабрики – двадцать восемь лет.

Нищих ирландок с фабрики ухаживания сына хозяина, безусловно, тронули глубоко. Они обе, без долгих раздумий, согласились стать его содержанками.

Жена Карла Маркса позже будет шокирована личной жизнью их лучшего друга. Будет опасаться, что и Маркс вдруг может возжелать подобного “тройственного союза”. Отец Энгельса будет умолять сына не позорить их светлую фамилию, то есть, отношения с фабричными невестами тщательно от общества утаивать.

Энгельса же абсолютно все устраивало.

Брак он вообще считал пережитком прошлого. Никаких особых обязательств по отношению к своим дамам он не нес. Фабрикант легко и непринужденно изменял обеим Бернс с другими женщинами. Те, вероятно, терзались неопределенностью своего положения, но настаивать ни на чем, естественно, не решились бы.

Фридрих, не позоря светлую фамилию, обычно снимал сразу две квартиры для жизни.

В первой он принимал официальных гостей, там проходили различные деловые встречи.

Во второй квартире он жил с Мэри, здесь же проживала и сестренка Лиззи. Во семейную квартиру Энгельс приглашал только самых близких друзей.

Женится он на сестрах по очереди и под большим давлением лишь спустя годы. Как выяснится, положение содержанок женщин не устраивало.

Старшая из “жен”, Мэри, “маленькая женщина из Глазго”, полностью разделяла социалистические взгляды мужа.

Из писем дочери Маркса, можно узнать, что Мэри была женщиной добродушной, остроумной, умеющей очаровывать. При этом она была любительницей крепко заложить за ворот.

Именно алкоголизм и заведет в дальнейшем сорокалетнюю Мэри в могилу. Перед смертью старшая Бернс умоляла Энгельса жениться на ней. Женщине было важно, чтобы на ее могильном камне было обозначено «миссис Энгельс». Уже на следующий день после этой вынужденной свадьбы Мэри ушла в мир иной.

Энгельсу, который не был женат на Мэри, дорогой друг Маркс не выразил должных соболезнований. Фридрих тогда даже чуть не поссорился всерьез с Карлом, поскольку тот, в ответ на известие о смерти ирландской “жены” разразился нытьем о собственных проблемах, попросил денег. И ни слова сочувствия другу Фридриху, лишившемуся своей “трети”.

Потом друзья помирятся, но такое отношение к семейному вопросу вполне показательно. В обществе личная жизнь Энгельса не одобрялась – его считали распутником. Мало того, что фабрикант сожительствует с работницей, так еще и задействована третья мутная сторона в лице Лиззи.

Подобная ситуация позже произойдет у Фридриха и с Лиззи – очередная свадьба на смертном одре. Младшая Бернс была крайне религиозна. Энгельс, хоть и был атеистом, умирающей от рака набожной Лиззи в заключении брака отказать не смог.

Есть и другие точки зрения на зарождения отношений Энгельса и сестер Бернс.

Так, существуют предположения, согласно которым Бернс вовсе не были работницами фабриками – женщины, которые тяжко трудились годами, вряд ли могли сохранить привлекательный внешний вид. Тем более для мажора Фридриха. В записках Энгельса даже есть некие откровения на этот счет – фабричные девушки кажутся ему унылыми, с отвратительно сформировавшимися фигурами. Эти девушки начинали тянуть свою фабричную лямку очень рано, зачастую еще совсем детьми. Тяжелый труд, плохое питание, антисанитария, грубость нравов, как мы понимаем, не могли способствовать физической привлекательности девушек.

Да и банально у сестер Бернс могло не быть много времени и сил на долгие прогулки с Фридрихом по Лондону. А Энгельс красочно эти продолжительные прогулки описывал. Исходя из этих соображений, существуют предположения, что Бернс могли быть прислугой или даже женщинами легкого поведения.

Тем не менее, с сестрами Бернс была связана вся жизнь Энгельса. Именно Мэри Бернс водила его по трущобам Лондона, знакомя Фридриха с жизнью “социального дна”. Эти прогулки позже послужат материалом для написания труда «Положение рабочего класса в Англии».

Из той же анкеты в дневнике Женни Маркс, известно, что любимым девизом Энгельса было: относиться ко всему легко. Собственно, этому принципу знаменитый философ-марксист легко следовал всю свою жизнь.

Ошибка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Октябрины: коллективное имя и портрет кудрявого Ленина новорожденномуОктябрины: коллективное имя и портрет кудрявого Ленина новорожденному

С религиозностью народа Советы изначально боролись разъяснительной работой. “За новый быт!” – лозунг двадцатых годов. Но сражаться одними лекциями и иллюстрациями – не сильно-то эффективно. Требовались куда более серьезные мероприятия

Что произошло 19 июля? 19 июля 1914 года на Григория Распутина было совершено первое и неудачное покушение.Что произошло 19 июля? 19 июля 1914 года на Григория Распутина было совершено первое и неудачное покушение.

“Петербург, департамент полиции. Три часа дня 29 июня Покровском Григорию Ефимовичу Распутину Новому, вернувшемуся Петербурга вечером накануне, улице, около его дома, куда он вышел послать телеграмму, нанесена рана живот кинжалом

Как жили первые леди СССР после смерти своих высокопоставленных мужей: Нина Хрущева, Виктория Брежнева, Татьяна АндроповаКак жили первые леди СССР после смерти своих высокопоставленных мужей: Нина Хрущева, Виктория Брежнева, Татьяна Андропова

Генсеки с супругами Нина Хрущева (Кухарчук) Нина Петровна Хрущева (Кухарчук) получала от газетчиков несправедливые прозвища “русская матушка” или “всеобщая бабушка”. Доставалось Нине Петровне прежде всего за незатейливый внешний вид. Ее