Старшая сестра Ильича, Анна Елизарова, была бездетна. После смерти мужа она занималась воспитанием чужих детей – приемного сына Георгия Лозгачева-Елизарова и воспитанника Коли Елизарова. Именно Коля Елизаров в будущем возглавит Тайвань и будет стоять у истоков “экономического чуда” этой области. Прожил мальчик Коля в семье Анны Ильиничны совсем недолгое время. След же от этого соседства в судьбе Николая будет оставлен значительный.
Еще до революции Анна Ильинична вышла замуж за революционера Марка Елизарова. Елизаров был человеком одаренным, образованным, деятельным и честным. Сын бывшего крепостного, он окончит университет, а позже, построив успешную карьеру, дослужится до должности первого наркома путей сообщения.
Марк Елизаров предложил Анне Ульяновой стать его женой тогда, когда девушке грозила ссылка за участие в заговоре против императора Александра IIi. Такое довольно таки мягкое наказание для Анны было обусловлено тем, что роль ее в заговоре была незначительна. Куда более грозное наказание (казнь) постигла ее брата Сашу. Елизаров писал многочисленные прошения о помиловании невесты. Анну не помиловали, но заменили ей ссылку в суровую Сибирь отправкой в деревню Кокушкино Казанской губернии.
Женитьба на ссыльной для Марка Елизарова фактически означала жизнь в деревенской глуши и жирный крест на возможной карьере. Елизарова такие сложности не пугали, Анну он искренне полюбил, а потому отправился в Кокушкино.
Правда, прожили они там недолго. Мать Ленина приобрела хутор под Самарой, именно туда и двинулось все семейство Ульяновых и Елизаров вместе с ними. На такое единение семьи дали согласие власти. За семьей государственного преступника, естественно, велось наблюдение, но ужасов ссылки Анна не ощутила на себе.
Много лет Елизаров будет “везти” на себе семейство Ульяновых. Мать Ленина будет жить у Елизарова, сам Ильич будет получать от Марка денежную помощь. Анна же с супругом жила больше врозь, чем вместе. Ею владело иное – эмиграция, революционная борьба, аресты.
После смерти мужа от тифа Анна Ильинична займется воспитанием сыновей, будет семейным историком, напишет мемуары о своем знаменитом брате.
Каким образом будущий тайваньский лидер попал в семью Ильича? В 20-е годы Чан Кайши пользовался поддержкой молодой советской республики и после смерти жены отправил своего пятнадцатилетнего сына Цзян Цзинго в Россию на учебу. С женой на тот момент Чан Кайши много лет состоял в разводе.
В России подросток попал в семью Анны Ильиничны. Она даст ему имя Николай. Отчество “Владимирович” должно было говорить о некой духовной связи с вождем революции.
Под именем Николая Владимировича Елизарова сын Чан Кайши проживет в СССР целых двенадцать лет. Будет учиться в университете, вступит в компартию, поработает станочником на заводе “Динамо” и заместителем председателя колхоза. Вершина карьеры в СССР- редактор в газете “За тяжелое машиностроение” на Уралмаше (Свердловск).
О себе Николай в советский период жизни заявлял как о коммунисте до мозга костей. Такие заявления он подтверждал и делами – активно участвовал в общественной жизни, выполнял всевозможные партийные поручения.
Во время пребывания в СССР юный Николай будет вынужден отречься от отца. Писал о том, что Чан Кайши родственник ему лишь по крови. Более того, заявлял, что после того, как Чан Кайши предал китайскую революцию, он начал против него борьбу. Хоть Коля Елизаров и демонстрировал верность партии и коммунизму, китайские коммунисты в Коминтерне испытывали к нему большое раздражение. Они даже требовали Елизарова репрессировать. Но некоторое время судьба Николая миновала.
В Свердловске он познакомился и с будущей женой. Фаина Вахрева была токарем на заводе, девушкой очень скромной и простой. В молодой семье родится сын Эрик. Сам Николай Владимирович будет произносить жаркие речи на партсобраниях.
В 1937 году в отношении Елизарова начались гонения. Его обвинили в том, что он не имеет в себе партийной крови, не чтит партийных традиций. В своей газете он будто бы даже оговорил некоторых товарищей с завода, несправедливо обвинил в чем-то. Заподозрили и в связях с троцкистами. Запахло жареным.
Не дожидаясь наказания (а оно бы непременно последовало) Елизаров с семьей, женой и малолетним сыном, уезжает в Пекин. Ему просто повезло. В момент возвращения “блудного сына” на Родину наблюдалось временное потепление отношений между Чан Кайши и компартией Китая. Есть также версия, что с Урала в Китай Елизарову удалось попасть в результате обмена советского разведчика на сына Чан Кайши. Но в любом случае, спасение Елизарова – цепь счастливых случайностей. Все могло бы закончиться для него драматично.
После смерти отца он возглавит Тайвань и будет править островом около десяти лет. Самое интересное заключается в том, что с возрастом партиец Николай Елизаров превратится в ярого антикоммуниста. Перед смертью пожилой уже Цзян Цзинго признается, что самым важным, чему он научился за свою долгую жизнь стало искоренение коммунизма.
Тем не менее, некоторые юношеские свои мечты об идеальном обществе, где царит справедливость, взрослый Цзян Цзинго привнес в жизнь. Так, он никогда не стремился к личному обогащению, жил очень скромно. После смерти жене и детям не оставил наследства. Его жена обходилась пособием по потери кормильца и небольшими деньгами, получаемыми ею иногда из государственного фонда взаимопомощи. Экономика Тайваня при Цзян Цзинго развивалась крайне успешно, хотя он не чурался и силовых методов работы – расстрелов и арестов. Его считают отцом «экономического чуда» в государстве.
Жена Цзян Цзинго умрет в 2004 году, на родину она не возвращалась никогда, хотя и скучала по уральским морозам.