Обвинение было самым страшным на тот момент – измена Родине, антисоветская агитация.
Михаил с юности увлекался авиацией. Окончил знаменитую Качинскую школу летчиков. Эту же школу, к примеру, закончил сын Иосифа Сталина, Василий. Проявил себя отважным бойцом. Был и какой-то “темный” момент в биографии летчика – за что-то он угодил в штрафбат. За что именно – неизвестно.
Но на момент окончания войны Косса имел 375 боевых вылета. Самолично сбил 15 немецких самолетов, 8 самолетов – в группе. Принимал участие в Параде на Красной площади в 1945 году, имел семь боевых наград и Звезду Героя Советского Союза.
Против летчика свидетельствовали 22 человека. Все они говорили о том, что Косса вел в армейских кругах антисоветскую пропаганду.
Якобы бывший герой, а ныне предатель, решил бежать из родных Советов в Турцию.
Бежать не просто так, а с целью выдать военную тайну о советской авиации США и Англии.
Но побег не окончился успехом для “изменника”: Михаила поймали в Румынии и вернули в СССР.
Расправа не заставила себя ждать.
Как же так вышло, что летчик, имевший семь воинских наград, был назван агентом гестапо и расстрелян?
В обвинительном заключении по делу Михаила приведены такие факты.
Будто бы в августе 42-го летчик, выполняя боевое задание, оказался на оккупированной немцами территории. Будучи арестованным захватчиками, Косса вступил с ними в сговор – обязался сотрудничать с карательными органами в обмен на сохранение его жизни.
С 1943 года Косса, по мнению следствия, начал проводить в рядах бойцов Донского фронта антисоветскую пропаганду.
Причина измены летчика была проста: обида и злость на власть. Дело в том, что Косса, имея боевые заслуги, был уволен из военной авиации, понижен в должности. На такое пренебрежение от государства Косса затаил обиду и начал готовиться к измене.
Припомнили Михаилу и родственников.
В ходе следствия выяснилось, что в оккупированной Малокатериновке (родное село героя) проживали родители Коссы.
Его двоюродный брат служил в полиции, был убит в перестрелке с советскими парашютистами. В полиции же служил и муж сестры, который скрывался от органов госбезопасности.
Сам Михаил Косса случившееся с ним в 1942 году объяснял иначе.
2 августа 1942 года советские истребители громили фашистскую автоколонну у украинского села. Михаил косил захватчиков до последнего боеприпаса. Соратники его уже улетели, а Косса должен был осмотреть результаты штурма. Но не смог – его самолет был подбит немцами, сам Михаил был вынужден катапультироваться.
Выпрыгнул с парашютом, он неудачно приземлился на сарай – получил вывих ноги. Этот сарай принадлежал некой Раисе Сук, которая позже будет свидетельствовать против Михаила.
Но в 42-ом Раиса Сук спасла пилота – на протяжении нескольких месяцев уверяла оккупантов, что Михаил является ее законным мужем.
Почти полгода прожил Косса под видом супруга Раисы в селе. С приходом Красной Армии вернулся в свой полк, прошел все необходимые проверки, вернулся к боевым вылетам.
В 43-ем даже отличился в воздушном бою с немецкой армадой, идущей на Краснодар. Тогда шесть советских “Яков” атаковали сотню фашистских самолетов.
После войны Косса закончил Высшую офицерскую школу штурманов Военно-воздушных сил. В чине майора его направили командовать звеном учебного центра Добровольного общества содействия авиации и перевели в резерв ВВС. Учебный центр – в сельской глуши.
На тот момент Михаилу было всего 28 лет, герой войны с наградами.
Такое назначение по сути означало лишь то, что его из военной авиации “попросили”. Вероятно, невольное пребывание Михаила на оккупированной территории смущало военное начальство.
24 сентября, Михаил, прилично выпив, попрощался с дочерью, поскандалил с женой и из дома ушел. К тому моменту в семье обстановка была напряженной – конфликты, пьянство.
Жена, видя состояние супруга, пыталась Михаила удержать. Перед уходом Косса переоделся в новое обмундирование и взял с собой топографическую карту. Был он в крайне расстроенных чувствах, даже плакал. Следовал Косса на аэродром.
На допросе Михаил пояснил, что чувствовал тогда озлобление за понижение в должности, за недоверие к нему. Хотел просто улететь. Куда? Он и сам не знал. Возможно, куда-нибудь за границу.
Просто пьяная выходка, но никак не измена Родине.
В полете на учебном “Яке” он протрезвел. Пожалел о необдуманном шаге. Приземлился в румынской Сучаве. На румынском аэродроме Косса начал сразу просить пару ведер бензина – нужно было срочно возвращаться в свою часть.
Румыны передали Михаила советским властям. Домой он вернулся уже в наручниках.
Следователь предлагал дать Михаилу 25 лет. Но приговор военной коллегии был иным: расстрелять.
Суд состоялся 20 апреля 1950 года, в тот же день Коссу расстреляли.
Званий и наград летчика, конечно же, тоже лишили.
В 1966 году Михаил Косса был полностью реабилитирован.