“Красная свадьба”: без попов и самогона. Почему народ их не полюбил

“Красная свадьба”: без попов и самогона. Почему народ их не полюбил post thumbnail image

В начале 20-х годов прошлого века власть развернула борьбу с ритуалами обыденной жизни семьи. Обряды – смотрины, девичники, крестины, свадьбы и похороны – менялись согласно линии партии. Крестины заменили “октябринами”, а молодожены на свадьбах исполняли “Интернационал”. Идея была проста: долой попов и водку. Идеологи коммунизма разрабатывали целые циркуляры, в которых подробным образом разъяснялись процедуры проведения «красной свадьбы» на местах, прикладывались и агитброшюры.

Свадьба прежняя – “мещанское” застолье – должна была смениться свадьбой “красной”. Молодожены, расписавшись в ЗАГСе, праздновали событие, распевая революционные песни. Колец, конечно, не предусматривалось.

Мероприятие было сугубо официальным – с ведением протокола. Проводилась свадьба в клубах, сельсоветах или избе-читальне, в окружении комсомольских знамен, под портретом Ленина. Невеста на торжество являлась в повседневной одежде и косынке красного цвета, жених из кумача на лацкан пиджака крепил ленточку.

Красная свадьба

Начиналась свадьба с официальной части, собственно, само действо и называлось “заседание”. Озвучивалась повестка. Участники дружно исполняли “Интернационал”. Комсомольский актив выступал с докладами критики пережитков прошлого. Партийцы приветствовали молодоженов и давали наказ – твердо держаться пути коммунизма. Делегатки одаривали молодых красными бантами – символами пролетарской революции и коммунизма. Женотдел – одеялом или отрезом сукна. Культкомиссия преподносила вновь созданной ячейке книжки – “Азбуку коммунизма” или “Дочь революции”.

Новобрачные, в свою очередь, держали ответное слово – обещали со светлого пути Владимира Ильича не сворачивать и отдать будущих детей в пионерию.

Официальная часть длилась порядка трех часов.

ЗАГС 20-ЫЕ ГОДЫ

ЗАГС. 1920-ые

Родители женихов и невест – и особенно в сельской местности – подобные свадьбы принимали сложно. Случалось, что под давлением родителей, молодые люди выходили из комсомола и венчались в церкви. Разворачивались и драмы – дети отказывались от “темных” родителей навсегда.

На мероприятия приходило много беспартийных – в условиях бедной событиями деревенской жизни это и не удивительно. Кулинарный момент также имел значение. “Красные новобрачные” вместе с приглашенными после церемонии иногда пили чай с пирогами. Собственно, “красная свадьба” должна была показать многочисленным зрителям (а их собиралось порой десятки и даже сотни), что жизнь изменилась и возврата к религиозному прошлому не будет.

Гармонист

“Красные свадьбы” не прижились. По сути, они являлись театрализованным представлением, напичканными агитацией. Жениху и невесте отводилась роль декораций. Массовыми они так и не стали. А с конца 20-х годов начались преследования за совершение брачных обрядов по религиозным канонам.

Ошибка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

налог на бездетность

Налог на бездетность: зачем его ввели и кто от него пострадалНалог на бездетность: зачем его ввели и кто от него пострадал

Налог на бездетность был введен в СССР в 1941 году. Официально он назывался “Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР”. Страна увязла в войне. Руководство ее понимало, что после