3 сентября 2018 года в спешке была казнена Фанни Каплан, женщина, совершившая покушение на вождя народа.
Фейга Ройтблат, она же Фанни Каплан, родилась в семье учителя под Волынью. По свидетельствам современников, с детства Фейга была девочкой несколько несуразной, необычной и отрешенной от действительности.
Уже в пятнадцать лет Фейга примкнула к анархистам. В анархистском кружке она получила взрослую партийную кличку “Дора”. Правда, прозвище это не приживется.
Здесь же, среди анархистов, Фейга познакомится с любовью всей своей жизни и политическим наставником – Виктором Гарским (он же Яков Шмидман). Гарского Фейга полюбила без памяти. Смотрела на него, как на героя. Виктор был лихим юношей, возрастом чуть старше Фейги. Он уже побывал налетчиком, затем нашел применение своей буйной сути среди анархистов.
На свое первое серьезное “дело” девушка пойдет в паре с любимым Яшкой. Целью мероприятия будет ни много ни мало, а убийство командующего войсками Киевского военного округа Сухомлинова.
Впрочем, закончится мероприятие печально только для Фейги. С напарником они поселятся в скромной гостинице “Купеческая”. И будут сидеть там, как тихие мыши, два дня. Тихо мастерить бомбу. А на третий день в их номере произойдет взрыв. Когда хозяева и постояльцы сбегутся к номеру – там будет лишь раненая Фейга. Ее поклонник и соратник Гарский исчезнет без следа.
При раненой Фейге нашли браунинг и паспорт на имя Фанни Каплан. Поскольку кличка “Дора” не прижилась, а собственное имя Фейга (Птица) очень не нравилось, появилась “Фаня” (“фиалка”).
Фиалку судили и приговорили к смертной казни. Потом суд смягчился, все же перед ним была несовершеннолетняя, и заменил наказание пожизненной каторгой. Отныне Фейга стала Фанни. И эта Фанни отсидит в застенках целых пять лет своей молодой жизни.
Травма головы, полученная при взрыве в номере, имела тяжкие последствия. Фанни начала слепнуть и невыносимо страдать от сильнейших головных болей. В тюрьме, мучимая болью, она помышляла о суициде, почти год она провела в лазарете.
Кстати, существует предположение, по которому юная Фанни вообще ничего не знала о покушении на Сухомлинова, а просто пошла в номер для романтического свидания с драгоценным Виктором.
Виктор позже появится на горизонте – его арестуют за вооруженное сопротивление властям. На суде Гарский заявит, что Фанни не имеет отношения к бомбе никакого, он сам ее принес, а девушка чиста, как слеза ребенка.
Через пять лет Фанни в кандалах перевели на самую страшную, Нерченскую каторгу. Там она познакомится с Марией Спиридоновой и покинет ряды анархистов. Отныне Фанни будет убежденной эсеркой.
Эсерка Каплан еще один год жизни проведет в очередном лазарете. Зрение почти пропало. Потом доктор обнаружит, что зрачки Фанни начали реагировать на свет. Ее отправят в Читу на лечение.
В связи с большим торжеством, 300-летием дома Романовых, случится амнистия. Фанни тоже под нее удачно попадет. Вместо пожизненного скитания по заключениям она получит срок в двадцать лет.
Родственники Фанни отбыли в эмиграцию, она осталась в одиночестве.
После Февральской революции большевики объявили амнистию всем политзаключенным. Каплан поедет в Евпаторию – поправлять здоровье.
Есть предположение, что в прекрасном южном городе у Фанни случился роман с Дмитрием Ульяновым. Тем самым, который брат Ленина. И будто бы Дмитрий не совсем хорошо обошелся с Фанни. А именно – воспользовался ее влюбленностью и был таков. Хотя, скорее всего, это просто домыслы. Никаких свидетельств присутствия Дмитрия в Евпатории в тот период не было обнаружено.
После Крыма Фанни едет в Харьков, на лечение. Там произойдет встреча ее с любимым Гарским. На тот момент Виктор внезапно стал страстным ленинцем, напрочь забыв об анархизме. Гонял по всей Украине, активно агитируя за большевиков. Фанни тщательно готовилась к встрече. Продала свою единственную ценную вещь – шаль, которой ее одарила Спиридонова во время отбывания каторги. На вырученные деньги купила кусок душистого мыла. Хотела быть желанной для дорогого Гарского. Проведя с Фанни ночь, поговорив о политике, Виктор сообщил Фанни, что любовь прошла.
После переворота большевиков полуслепая эсерка Фанни, на свою бедную голову, зачем-то отправляется в Москву. Владимир Ильич тогда активно “гастролировал” по митингам.
30 августа 1918 года Ленин должен был выступать на нескольких митингах, в том числе и на заводе Михельсона. Охраны у Ильича не было никакой.
Около 11 часов вечера, когда Ленин заканчивал свое выступление, шел на выход из здания завода к автомобилю, прогремело три выстрела. Ленин, раненый в шею и руку, упал лицом вниз. Народ хаотично забегал, началась паника.
Водитель Ильича по фамилии Гиль утверждал, что видел женскую руку с браунингом. И будто бы женщина, совершив подлый выстрел в вождя народа, смешалась в толпе.
Задержали почему-то именно Фанни Каплан. Хотя никто не видел ее стреляющей. А задержали девушку только на основании ее поведения – она была затравленная, испуганная, как заяц. Стояла на трамвайной остановке, довольно далеко от завода. Человек, схвативший ее, рабочий Иванов, утверждал, что Фанни будто опасалась возмездия за совершенное, вела себя странно, подозрительно, отвечала на вопросы невпопад.
Толпа дружно подтвердила – с оружием в руках бегала тут именно эта полуслепая испуганная Фанни.
Существует несколько версий этого покушения.
Будто бы Свердлов за несколько часов до произошедшего поставил подпись под неким постановлением. В этом документе загодя сообщалось, что на товарища Ленина зверски покушались, что в этом злодействе явно замешаны эсеры. Возможно, за этим событием может стоять сам товарищ Свердлов, которому Владимир Ильич мешал. Выступление Ленин закончил около 23 часов. .постановление Свердлов подписал в 22.40.
А Фанни просто взяла на себя вину. Зачем? Неизвестно. Возможно, имело место быть психическое расстройство или же Фанни просто хотела помочь товарищам по партии, спасти кого-то.
По другой версии, официальной, стреляла именно Каплан. Отчего-то девушка была уверена, что со смертью Ильича уверенной поступью придет социализм. А Ленин был предателем идеалов революции и должен был умереть. И неважное зрение не помешало ей быть меткой и решительной в сгустившихся сумерках.
Есть и “романтичная” версия произошедшего. Фанни, обиженная на Гарского, решила ликвидировать объект его поклонения, то есть товарища Ленина.
Фанни задержали уже через полчаса после покушения. Она то подтверждала, что совершала выстрелы в вождя, то была в этом не совсем уверена. На допросе она была то демонстративно горда собой, то испугана до ужаса. Говорила нервно, рвано. Вела себя странно. Когда ее схватили, Фанни уточнила у окруживших ее людей: “Это сделала не я?”. То есть, она и сама здорово в этом сомневалась, не знала даже сколько раз ее палец нажал на курок.
Через четыре дня после покушения на Ленина бедную Фанни расстреляют. Поспешно, на заднем дворе Кремля, заглушая выстрела ревом моторов грузовиков. Останки Фиалки уничтожат бесследно, по приказу товарища Свердлова.
Через год после расстрела на Лубянку пришел донос, в котором сообщалось, что в Ленина стреляла некая Зинаида Легонькая. Квартира Легонькой подверглась тщательному обыску. И результат не замедлил себя ждать – нашли браунинг без трех патронов. Легонькая заявила, что нашла портфель Каплан с оружием и взяла его себе на память. Товарища Легонькую легко отпустили.
После смерти Фанни в стране развернулся “красный террор”. Через несколько лет эсеров уничтожат. А любимый мужчина Фанни, налетчик Яшка Шмидман, через пару недель после ее смерти получит членство в партии и высокое назначение комиссаром. Свою жизнь он закончит почти семидесятилетним. В звании “Почетный чекист”.
Ошибка