Все мы знаем громкий лозунг советского времени: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».
Появление данного слогана уходит корнями к жаркому летнему дню 1936 года. 6 июля в Москву прибыла делегация из Бурят-Монгольской АССР. В составе делегации был отец девочки Гели – Ардан Маркизов. Товарищ Маркизов был министром земледелия республики. К Сталину он прибыл с женой и маленькой дочерью, которая мечтала посмотреть на друга всех детей Иосифа Сталина.
Геля протянула вождю цветы. Сталин, растрогавшись, взял ребенка на руки и поцеловал в щеку. Этот памятный момент восторженно запечатлели множество фотографов.
В 1936 году фото Сталина с Гелей на руках, подписанное фразой «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» было самым популярным в стране.
С фотографий писались многочисленные картины, даже создавались скульптуры. Многие детские учреждения были украшены картинами с изображением улыбающегося Сталина и маленькой Гели Маркизовой.
Геля была невероятно популярна среди советских детей. Ее заваливали мешками писем и игрушек. В тот год было продано небывалое количество матросок и вошла в моду стрижка “под Гелю”.
Впоследствии правда, обошлось не без ложки дегтя от завистников и прочих недоброжелателей. Долгое время бродил миф, будто бы Сталин, обнимая Гелю, произнес по-грузински фразу “Убери эту вшивую!”. Слова были якобы адресованы Берии. Но на той встрече Лейбы Давидовича вовсе не было. Потому и не может быть данный факт правдой быть.
Но, как говорится, “минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь…”
Уже через два года отец Гели будет расстрелян. В 1937 году по республике прошел мор скота – погибло до сорока тысяч голов. Несчастного главу земледельческой отрасли Бурят-Монголии Ардана Маркизова обвинили в диверсии, контрреволюционной работе, шпионаже в пользу Японии.
Пока шел суд над отцом, Геля, которой было уже полных восемь лет, собственноручно написала письмо другу Сталину. В письме она писала, что ее папа – не японский разведчик, а преданный большевик. К письму девочка приложила фотографии с той знаменательной встречи.
Но письмо осталось без ответа, а папу расстреляли, как врага народа.
Дальнейшая жизнь некогда знаменитой девочки Гели была тяжела. Ее мать, Домну Маркизову, арестовали и отправили в тюрьму. Потом сослали семейство их в далекий Туркестан.
Домна, медик по образованию, работала там в детской больнице врачом. Через два года после переезда в Туркестан, маму Гели, молодую женщину тридцати двух лет, нашли после ночного дежурства на посту с перерезанным горлом. Расследования не велось, причину смерти обозначили как суицид.
Уже взрослая Энгельсина рассказывала, что маму ее убили. И есть доказательства этого преступления. В архивах ФСБ хранятся материалы, согласно которым, приказ об устранении Домны был подписан Берией. Ссыльная жена врага народа хранила подарки от вождя, часы и патефон. А еще фотографии дочки с ним же.
Круглая сирота Геля некоторое время жила в нищете и забвении. Позже ее удочерит родственница из Москвы. На протяжении всей Гелиной жизни, училась ли она, работала ли, везде встречала она портрет улыбающейся девочки со Сталиным.
Дочери расстрелянного врага народа негоже было находиться на портрете со Сталиным. Гелю Маркизову заменят таджикской девочкой Мамлакат Наханговой. Мамлакат была передовицей производства по сбору хлопка. Подмены ребенка особо никто не заметил.
Ошибка