Самолет ТУ-154Б (рейс № 4225 Алма-Ата – Ростов-на-Дону – Симферополь) упал 8 июля 1980 года через 1 минуту 40 секунд после взлета. Трагедия произошла в 5 км от аэропорта Алма-Аты. В результате катастрофы погибли 166 человек, из которых 30 – дети. Люди летели на курорты. Самолет был 1979 года выпуска, погодные условия были благоприятными, первые секунды полета проходили штатно – ничто не предвещало беды.
Сразу после падения на пшеничное поле (на скорости 400 км/час) самолет развалился на части. Выжить в подобной катастрофе шансов нет. Баки были полны авиационного керосина – после падения части самолета начали гореть. Упал самолет в огромный овраг. Столбы огня достигали высоты трехэтажного дома.
По воспоминаниям местных жителей, в ту ночь они проснулись от звука взрыва. Выбежав на улицу, они увидели зарево от оврага – “было светло, как днем”. В воздухе остро пахло горящим керосином. А дальше были страшные картины разбросанных тел, которые очевидцы не смогут забыть никогда.
Версии трагедии выдвигались разные.
Разбившийся ТУ-154Б попал в “спутный след”. “Спутный след” – это воздушное течение в виде вихрей. Внешне выглядит как след, оставленный ранее взлетевшим самолетом. Попадание другого самолета (взлетающего следом) в “спутный след” может привести к полной потере управления самолетом. Особенно, если машина, оставившая спутный след, тяжелая. Эксперты считают, что такая версия падения самолета – сомнительна. ТУ-154 Б – машина средней тяжести, “спутный след” не мог так фатально повлиять на управление.
“Сдвиг ветра”. Причину катастрофы удалось установить позже с помощью математического моделирования. На самолет со скоростью 10 м/с сверху обрушился вертикальный ветровой поток.
Борт был выдавлен этим ветровым потоком до самой земли. Ему ее хватило 40–50 метров высоты и нескольких секунд времени, чтобы противостоять падению.
Ошибка