“Динку” писательница посвятила своей матери и сестре Анжелике. Планировалось написание и третьей части истории Динки – уже участницы революционных событий 1917 года – но замыслу помешала тяжелая болезнь Осеевой.
Семья Арсеньевых – пламенные революционеры-подпольщики. Такими же революционерами были и родители Валентины Александровны. Их дом – явочная квартира, в ней хранится запрещенная литература.
Отец книжной Динки, оставив работу на элеваторе, скрывается от властей в Финляндии. Причина этому понятна – активная революционная деятельность и, как следствие, постоянные преследования. Отец писательницы – в мирное время инженер-мостостроитель – также скрывался от властей. Был предводителем первой всеобщей стачки в Самаре. Арестован, после освобождения с женой расстался.
Основное бремя содержания семьи несла мать, Ариадна Леонидовна, (в книге – Марина), работая корректором в газете “Гудок”. Марина, как мы все помним, с мужем виделась крайне редко, общение их обычно сводилось к переписке. В книге родители Динки не расстаются, а продолжают любить друг друга.
У Осеевой, как и у Динки, имелись две родные сестры: Галина (Алина) и Анжелика (Мышка). Анжелика, действительно, была тихой и тревожной девочкой.
Прообразом строгой тети Кати стала сестра матери писательницы – Клеопатра Леонидовна. Тетя проживала в семье Осеевых, помогала с воспитанием девочек.
Детство детей Арсеньевых прошло в Самаре, после ареста отца семья перебралась в Киев.
Ленька и Динка дружили трогательно и верно. Читатели, конечно, задавались вопросом – поженились ли они, став взрослыми? И ответ тут однозначный: нет, не поженились. Осеевы, действительно, воспитывали мальчика-сироту. Забрали его с собой в Киев, где помогли поступить в реальное училище. А что было с “Ленькой” дальше – остается неизвестным. Как, собственного, и его неизвестно его настоящее имя.
Хотя в книге есть некий намек на будущее этих отношений – в эпизоде, где Динка и Леня идут по лесу и смотрят на звезды, раздаются звуки вальса, исполняемого Иоськой. Динка говорит о том, что вальс благословляет их. Но у Лени другое мнение.
– На жизнь и на смерть… – вдруг тихо и внятно сказал он и неожиданно горько улыбнулся. – Я почему-то испугался, Макака. Мне показалось, что-то разлучит нас…
– Он благословляет нас, – шептала Динка.
Леня молчал.
А Леонидом Валентина Осеева назвала своего единственного сына. Замуж она выходила дважды. Счастливый второй брак – с писателем-фантастом Вадимом Охотниковым.