Такое явление, как снохачество, было широко распространено в России 18 – конца 19 -го века.
Снохачество – сожительство свекра с женой сына. Наблюдалось в крестьянских семьях, где в одной избе проживало сразу несколько поколений.
Поначалу снохачество процветало в семьях, где сыновей забирали в рекруты. Изначально жены этих солдат на четверть века оставались в одиночестве. По своему усмотрению ими могли распорядиться свекры.
Отношение к снохачеству в разных губерниях серьезно отличалось.
Где-то подобное положение вещей воспринималось обычной и нормальной частью бытовой жизни.
А где-то к снохачам было отношение сугубо негативным. Их называли “срамниками” и “блудниками”. В отдельных селах мужчин, известных своим сожительством с невестками, не допускали к решению общественных дел, однозначно оценивая снохачество делом грешным и позорным.
Крестьянка искать защиты от домогательств свекра не умела. До волостных судов подобные дела практически никогда не доходили.
Хотя законодательство и предусматривало серьезное наказание за “кровосмешение” (то есть интимные отношения с тещей или свекром, зятем или снохой): ссылку в Сибирь, к примеру, или отправку в арестантское исправление.
В патриархальном обществе крестьянки были существами крайне зависимыми: от семьи мужа, самого мужа и внешних обстоятельств. В семье супруга молодая женщина оказывалась в роли несчастной приживалки. На нее сваливали самую черную работу, на ней срывалась свекровь, ей строили козни золовки.
Невестка, посмевшая противиться ухаживаниям главы семьи, подвергалась зачастую жестоким избиениям, издевательствам, удержанию в холодном подполе, клевете.
Защититься от произвола “большака” возможностей у нее фактически не имелось.
Некоторые молодухи, впрочем, совсем не противились домогательствам – юные их мужья были далеко, а за “любовь” от старшего родственника они могли получать приятные подарки: сарафаны, платки и пряники.
Имелась даже поговорка: “Смалчивай, невестка – сарафан куплю”.
Склонение к сожительству шло разными способами: уговорами, угрозами и подкупом. Иногда невестке обещалось значительное улучшение ее положения, например, более легкие условия работы в хозяйстве.
Будущий снохач, мечтающий о юной любовнице в стенах родной избы, женил своих малолетних сыновей-подростков на 17-летних девушках. Пользуясь неопытностью потомка, свекор брался без стыда и совести “окучивать” молодуху. После свадьбы сыновей отправляли на отхожий промысел в города или другие села. Домой молодые мужья попадали всего пару раз за год.
А похотливые свекры (как мы понимаем, совсем еще не старые мужчины) вовсю потирали руки и не упускали возможностей.
Иногда “клинья подбивались” сразу к двум невесткам в доме: и к старшей, и к младшей.
Разворачивались целые драмы, образовывались любовные треугольники и многоугольники.
Не обходилось, конечно, и без уголовщины. Виновной всегда признавалась женщина.
Известны случаи, когда мужья, вернувшись из города, заставали своих жен в объятиях своих же отцов. И тогда дело могло дойти до смертоубийства.
Иногда свекры, не получив от невестки желаемого, рассказывали своим сыновьям о выдуманных похождениях их неверных жен.
Зачастую невинными жертвами становились и дети, “прижитые” от снохачей.
В начале 20-го века, когда патриархальный уклад начал рушиться, а женатые дети стали проживать отдельно от родителей, феномен снохачества актуальность свою постепенно утратил.
В “снохачестве” часто обвиняют певца революции – Максима Горького. Якобы он испытывал нежные и глубокие чувства к жене своего сына, к Надежде. А она отвечала ему благосклонностью. Никаких доказательств этому, впрочем, нет.