Капитан Джеймс Кук совершил на протяжении своей жизни в общей сложности три кругосветных путешествия. Первое кругосветное путешествие Кук совершил в 1767–1771 годах – экспедиция достигла берегов Таити и ранее неизвестной Новой Зеландии.
Второе кругосветное путешествие продолжалось с 1772 по 1775 годы и была направлена на поиски Южного материка. После первой экспедиции Кук предполагал существование этого неведомого материка. Цели своей экспедиция не достигла – оказавшись среди бесконечных льдов Тихого океана, Кук сделал вывод, что дальше продвинуться невозможно. Тем не менее, в ходе второго плавания Джеймс Кук открыл Южную Георгию, Южные Сандвичевы острова, Новую Каледонию, Новые Гебриды.
Третье путешествие должно было открыть путь из Тихого океана в Атлантический океан вокруг Северной Америки. 12 июля 1776 года экспедиция Кука на двух кораблях “Резолюшн” и “Дискавери” из города Плимута выдвинулась в новое путешествие. На пути к проливу Беринга, были открыты Гавайские острова, которые позже сыграют роковую роль в жизни исследователя.
В 1778 года корабли достигли Чукотского моря и вынуждены были вновь повернуть к Гавайским островам, поскольку путь им преграждали сплошные льды. Было решено перезимовать на Гавайских островах. 16 января 1779 года Кук нашел удобное место для стоянки и разбил лагерь.
Любопытные местные жители, численностью до нескольких тысяч, окружили лагерь Кука. Столь высокий интерес к путешественникам объяснялся тем, что аборигены были уверены в божественном происхождении “белых людей”. Кука они считали верховным божеством по имени Лоно.
Легенды гавайцев предсказывали, что бог Лоно вернётся на плавучем острове. К тому же, по странной случайности, время визитов Кука на Гавайские острова совпадали со временем периодом почитания бога Лоно.
Отношения между путешественниками и островитянами изначально были вполне благодушными. Затем постепенно начались ухудшаться. Гавайский шаман хотел убедиться, что белые люди действительно являются богами. И предложил им местных женщин. Шаман был убежден, что если белые являются богами, то от плотских утех откажутся. Путешественники от гавайских женщин не отказались, а радостно приняли предложение и даже наградили местных сифилисом и гонореей. Кстати, уже через год, болезни, завезенные матросами-англичанами, распространились по Гавайским островам и стали одной из основных причин резкого сокращения уровня рождаемости коренного населения.
Также гавайцы считали, что путешественники слишком долго уже “гостят” и потребляют много пищи. К тому же, мелкие подарки местным от экипажа пробудили в гавайцах желание получить больше “необычных” вещей.
Со временем между членами экспедиции и гавайцами начались мелкие стычки. Их причиной послужило воровство местным населением инструментов, такелажа, предметов обихода. Страсти накалялись, Гавайцы начали стягивать вооруженные отряды к лагерю. Кук был недоволен результатами экспедиции, недоволен зимовкой и воровством местного населения. Кук на корабле “Резолюшн” решил покинуть неспокойное место. Проскитавшись неделю и получив повреждения от начавшегося шторма, “Резолюшн” был вынужден вернуться. При шторме особенно пострадали такелажные части и судна – для ремонта экипаж вынес их на берег. Туземцы совершали набеги на имущество экспедиции на берегу и по ночам подплывали к кораблям для “охоты”. Накал враждебности с обеих сторон был пределен. Украденные с палубы “Резолюшн” клещи стали последней каплей чаши терпения путешественников. Дело дошло до открытого столкновения.
На следующий день туземцы похитили баркас. Кук, возмущенный этим до крайности, решил в ответ захватить одного из вождей по имени Каланиопа. Вождя было решено выдать только после возвращения баркаса. Куу сам пришел в жилище вождя и пригласил того на разговор на палубе корабля. Вождь согласился, но на подступах к кораблю почуял неладное и идти в шлюпку отказался напрочь. Кук настаивал. Каланиопа упрямился. На берегу собралось от 30 000 вооруженных гавайцев, они настороженно наблюдали за происходящим.
Гавайцы, видя происходящее и подогретые слухами об убийстве англичанами местных, напали на Джеймса Кука и его сопровождающих. Члены команды Кука начали в панике отступать к шлюпкам, на ходу отстреливаясь от туземцев. Сам Кук получил удар копья в затылок и упал замертво. Это стало сигналом, что Кук – вовсе не Лоно, а простой смертный. Гавайцы втащили тело капитана Кука на берег и начали наносить удары кинжалами – каждый хотел поучаствовать в уничтожении поверженного “божества”. Еще четырех матросов ожидала та же участь, что и их капитана. Свидетели тех событий утверждали, что если бы англичане не начали стрелять – гавайцы не решились бы на убийство Кука.
Капитан Клерк в своем дневнике написал о тех событиях следующее: «Рассматривая все это дело в целом, я твердо уверен, что оно не было бы доведено до крайности туземцами, если бы капитан Кук не предпринял попытку наказать человека, окруженного толпой островитян, всецело полагаясь на то, что в случае необходимости солдаты морской пехоты смогут огнем из мушкетов рассеять туземцев. Подобное мнение, несомненно, основывалось на большом опыте общения с различными индейскими народностями в различных частях света, но злосчастные сегодняшние события показали, что в данном случае это мнение оказалось ошибочным. Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, с тем чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них.»
После убийства Кука его команда начала жестоко мстить гавайцам. Несколько дней они жгли деревни, убивали местных без разбора из огнестрельного оружия. Англичане требовали вернуть им останки Кука для погребения. Испуганный туземцы привезли останки тела Кука в на корабль.
Капитан корабля “Дискавери” в своем дневнике так описал это событие: «Около восьми утра, когда было еще довольно темно, мы услыхали взмахи весел. К кораблю приближалось каноэ. В лодке сидели двое, и когда они поднялись на борт, то тут же пали перед нами ниц и, кажется, были ужасно чем-то напуганы. После долгих стенаний и обильных слез в связи с утратой «Ороно» — так туземцы называли капитана Кука, — один из них сообщил нам, что привез нам части его тела.
Он протянул нам небольшой узелок из куска ткани, который он до этого держал под мышкой. Трудно передать, в какой ужас все мы пришли, держа в руках обрубок человеческого туловища весом в девять-десять фунтов. Это все, что осталось от капитана Кука, объяснили они нам. Остальное, как выяснилось, было разрезано на мелкие кусочки и сожжено; голова его и все кости, за исключением костей туловища, теперь, по их словам, принадлежали храму в Терреобоо. То, что мы держали в руках, была доля верховного жреца Каоо, который хотел использовать этот кусок мяса для религиозных церемоний. Он сказал, что передает его нам как доказательство своей полной невиновности в случившемся и своей искренней к нам привязанности…»
Таким образом, гавайцы воздали Куку большие посмертные почести: похоронили часть его плоти отдельно от костей, которые были связаны вместе и отданы вождям. По традициям гавайцев, такие обряды совершались только с телами вождей или героев, особенно отличившихся на поле боя.
Также была версия, что гавайцы просто напросто съели Кука, а вернули на корабль оставшееся от тела капитана. Но по мнению исследователей народов Полинезии, гавайцы не питались человеческим мясом.
В 1823 году в Великобританию прибыл гавайский король Камехамеха II, где в скором времени он и умер. три месяца умер. Перед смертью король передал медикам стрелу с железным наконечником. Камехамех II пояснил, что белая кость в середине стрелы является костью белого человека, который носил имя Джеймс Кук.
Ошибка