“Красная свадьба”: без попов и самогона. Почему народ их не полюбил

“Красная свадьба”: без попов и самогона. Почему народ их не полюбил post thumbnail image

В начале 20-х годов прошлого века власть развернула борьбу с ритуалами обыденной жизни семьи. Обряды – смотрины, девичники, крестины, свадьбы и похороны – менялись согласно линии партии. Крестины заменили “октябринами”, а молодожены на свадьбах исполняли “Интернационал”. Идея была проста: долой попов и водку. Идеологи коммунизма разрабатывали целые циркуляры, в которых подробным образом разъяснялись процедуры проведения «красной свадьбы» на местах, прикладывались и агитброшюры.

Свадьба прежняя – “мещанское” застолье – должна была смениться свадьбой “красной”. Молодожены, расписавшись в ЗАГСе, праздновали событие, распевая революционные песни. Колец, конечно, не предусматривалось.

Мероприятие было сугубо официальным – с ведением протокола. Проводилась свадьба в клубах, сельсоветах или избе-читальне, в окружении комсомольских знамен, под портретом Ленина. Невеста на торжество являлась в повседневной одежде и косынке красного цвета, жених из кумача на лацкан пиджака крепил ленточку.

Красная свадьба

Начиналась свадьба с официальной части, собственно, само действо и называлось “заседание”. Озвучивалась повестка. Участники дружно исполняли “Интернационал”. Комсомольский актив выступал с докладами критики пережитков прошлого. Партийцы приветствовали молодоженов и давали наказ – твердо держаться пути коммунизма. Делегатки одаривали молодых красными бантами – символами пролетарской революции и коммунизма. Женотдел – одеялом или отрезом сукна. Культкомиссия преподносила вновь созданной ячейке книжки – “Азбуку коммунизма” или “Дочь революции”.

Новобрачные, в свою очередь, держали ответное слово – обещали со светлого пути Владимира Ильича не сворачивать и отдать будущих детей в пионерию.

Официальная часть длилась порядка трех часов.

ЗАГС 20-ЫЕ ГОДЫ

ЗАГС. 1920-ые

Родители женихов и невест – и особенно в сельской местности – подобные свадьбы принимали сложно. Случалось, что под давлением родителей, молодые люди выходили из комсомола и венчались в церкви. Разворачивались и драмы – дети отказывались от “темных” родителей навсегда.

На мероприятия приходило много беспартийных – в условиях бедной событиями деревенской жизни это и не удивительно. Кулинарный момент также имел значение. “Красные новобрачные” вместе с приглашенными после церемонии иногда пили чай с пирогами. Собственно, “красная свадьба” должна была показать многочисленным зрителям (а их собиралось порой десятки и даже сотни), что жизнь изменилась и возврата к религиозному прошлому не будет.

Гармонист

“Красные свадьбы” не прижились. По сути, они являлись театрализованным представлением, напичканными агитацией. Жениху и невесте отводилась роль декораций. Массовыми они так и не стали. А с конца 20-х годов начались преследования за совершение брачных обрядов по религиозным канонам.

Ошибка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

эффект свидетеля

“Эффект свидетеля”: моя хата с краю“Эффект свидетеля”: моя хата с краю

“Эффект свидетеля” (или еще “эффект наблюдателя”) – когнитивное искажение, при котором прослеживается такая закономерность: чем больше людей оказались рядом с местом происшествия (ДТП, преступление или любой иной ситуацией, где постороннему

Как сложилась личная жизнь Маняши (сестры В. И. Ленина)?Как сложилась личная жизнь Маняши (сестры В. И. Ленина)?

Мария Ульянова, младшая сестра Владимира Ильича, практически всю свою жизнь провела при брате: была его помощницей с юности, “летописцем” семьи, ближайшей подругой Надежды Крупской. Брата Володю она нежно любила, это

Как потомок Карла Маркса в эсэсовцах оказалсяКак потомок Карла Маркса в эсэсовцах оказался

23 июня 1851года родился сын Карла Маркса и Ленни Демут – Генри Фредерик Демут. Среди жителей Вологды ходили слухи о том, что по улицам родного их города ходит никто иной,