Кто такая Лидия Зверева?
Имя Лидии Зверевой сейчас, вероятно, известно не многим. Тем не менее, именно эта женщина стала первой дипломированной авиатрисой в нашей стране – в 1911 году она получила диплом пилота. Слова “летчица” тогда еще не существовало. Пилотов женского пола называли “авиатрисами”.
Родилась Лидия в семье царского генерала. С детства крайне интересовалась техникой – разбирала дорогостоящие механические игрушки, привезенные ей из-за границы. Интересовалась авиацией. Совершала “пробные полеты” с крыши дома при помощи зонтов. А в остальном вела обычную жизнь девушки ее социального положения: окончила институт благородных девиц и в семнадцать лет вышла замуж. Брак длился недолго – через два года Лидия стала вдовой. И записалась в частную летную школу в Гатчине. Исполнила свою давнюю мечту.
Открывая путь в авиацию для русских женщин, я приглашаю их следовать за мной к полной победе над воздухом.
Полеты в те времена были делом крайне рискованным. Хрупкие самолеты часто терпели крушения от порывов сильного ветра. Биографы Зверевой насчитали минимум пять раз, когда она находилась на волоске от гибели. Первый же ее полет чуть было не стал и последним – Лидия с огромным трудом при взлете избежала столкновения с военным самолетом.
Стечение обстоятельств уберегло ее от гибели и в другой раз. С будущим мужем, инструктором летной школы Владимиром Слюсаренко, Лидия принимала участие в первом историческом перелете Санкт-Петербург-Москва. Такой перелет тогда казался невозможным. Зверева выступила в роли пассажира. Но после взлета забарахлил двигатель – экипаж вернулся на аэродром. Слюсаренко предложил свой мотор авиатор Константин Шиманский. Но с условием – пассажиром будет сам Шиманский. Когда до Москвы было уже недалеко, мотор отказал, аэроплан упал на землю. Шиманский погиб, а Слюсаренко выжил, хотя и сломал обе ноги.
Версии гибели авиатрисы
До 1913 года супруги зарабатывали показательными полетами. Авиация тогда была в диковинку – народ шел на такие выступления толпами.
А позже в Риге открыли школу воздухоплавания и мастерскую по изготовлению аэропланов. В школу Лидия приглашала всех желающих, но «главным образом женщин, желающих посвятить себя авиации, а не заниматься ею временно лишь для рекламы и шума».
Конструированием самолетов занималась и Лидия Зверева. И именно ее, а не Слюсаренко приглашали работать в конструкторское бюро в Австро-Венгрию. После начала Первой мировой войны мастерские переехали в Петроград, на их базе была образована «Авиационная фабрика Слюсаренко». Всего до революции фабрика выпустила 130 самолетов (военного и учебного назначения).
Умерла летчица от тифа в 1916 году в возрасте двадцати шести лет. Но есть и иная версия ее гибели – авиаконструктора устранила вражеская разведка. Такие подозрения высказывал и Владимир Слюсаренко. После смерти летчицы пропала половина ее чертежей. Слюсаренко утверждал, что Лидия была убита агентами немецкой разведки, пожелавшими уничтожить талантливую женщину-авиаконструктора. К тому же тиф у больной протекал быстро и странно: никто из окружающих не заразился.
Похоронили Лидию на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Надгробие до наших дней не сохранилось, имеется лишь предположительное место захоронения.
В 1917 году Слюсаренко женился повторно и эмигрировал в Австралию, в Россию он не вернулся.
Ошибка