В 20-30-е годы прошлого века советской женщине предложили носить, так называемый, агиттекстиль. И спрос на него какой-никакой, но имелся. Но не из любви к символике и технике, конечно, носили его женщины, а из имеющегося дефицита тканей.
“Новый человек” и одеваться должен был по-новому. Собственно, “передовой” текстиль создавался по аналогии с уже имеющейся агитпосудой. Фарфор украсили серпы и молоты. И узоры ткани не должны были напоминать человеку его “темного прошлого” – вместе с мещанскими розочками и пошлыми канарейками.
Цветочный дизайн платьев заменили на комбайно-тракторный. На платьях маршировали массы, летали дирижабли, неслись лыжники-красноармейцы, шагали пионеры с барабанами, колхозники убирали урожай, полным ходом шла ликвидация безграмотности.
Нижнее белье также сделалось агитационным – с дымящимися заводскими трубами, паровозами и всеобщей электрификацией. Создавались даже орнаменты на тему “пятилетку за четыре года”.
К счастью, агиттекстиль надолго не прижился. В начале 30-х он подвергся критике от власти. Видимо, острая нужда в наглядной агитации снизилась.
В периодике по поводу агиттекстиля публиковались язвительные статьи (“спереди трактор – сзади комбайн”), а имеющиеся образцы тканей уничтожались как бракованные. Художников, создающих орнаменты со сценами индустриализации и коллективизации объявили халтурщиками. И даже углядели в них классовых врагов.