Что произошло 28 июля? 28 июля 1909 г. – загадочное “австралийского Титаника” с 300 пассажирами на борту

Что произошло 28 июля? 28 июля 1909 г. – загадочное “австралийского Титаника” с 300 пассажирами на борту post thumbnail image

Непотопляемая “Варата”

Пароход “Варата” («SS Waratah») был флагманским кораблем компании «Blue Anchor Line». «Варата» балы произведена на и судостроительной верфи компании «Бэркли, Керл и К°» в Клайде (Шотландия). Это был мощный корабль водоизмещением 9339 тонн, с двумя гребными винтами, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров.

ВАРАТА

ВАРАТА

Корабль строился как непотопляемый, имел восемь водонепроницаемых отсеков, распределенных по всей длине корпуса. “Варата” была изготовлена по последнему слову техники того времени –  судно было оснащено новейшим для того времени навигационным оборудованием и благодаря мощным двигателям могло развивать скорость до 13,5 узла. Каюты для пассажиров могли принять более 100 человек. «Варата» имела отдельные кабинеты, огромный обеденный зал, курительную комнату и холл для отдыха для пассажиров первого класса. В трюме были помещения, предназначенные для перевозки замороженных продуктов, где могли храниться в течение одного года. Также судно было оборудовано системой опреснения воды, которая производила 25000 литров пресной воды в сутки. Единственным и важным недостатком на пароходе было отсутствие радио, но такая особенность была у многих судов того времени. Экипаж судна насчитывал 119 человек.

Джошуа Илбери

Каритан "ВАРАТА" Джошуа Илбери

Каритан “ВАРАТА” Джошуа Илбери

Пароход «Варата» был предназначен для доставки эмигрантов из Европы в Австралию. Обратным рейсом “Варата” должен был доставлять грузы, чаще всего – продукты питания. Капитан корабля –  Джошуа Илбери, он хорошо знал особенности навигации в водах Тихого и Индийского океана, три десятка лет провел на воде, управляя судами.  Джошуа Илбери служил почти на всех судах компании «Ланд». Он был очень доволен новым назначением на судно “Варата”, очень положительно отзывался о пароходе и команде. В тот злополучный последний свой рейс судно шло по маршруту Дурбан-Кейптаун-Лондон.

Таким образом, “Варата” – это мощный корабль, рассчитанный на долгие рейсы в по океанам, под командованием опытного капитана. Тем не менее, мнения пассажиров по надежности этого судна расходились. Приведем несколько отзывов пассажиров “Вараты”.

Воспоминания Клаудиа Сойера

Пассажирка "Вараты"

Пассажирка “Вараты”

Воспоминания Клаудиа Сойера были опубликованы на страницах австралийской газеты. Сойер плыл из Аделаиды и сошел в порту Дурбана из-за опасений в надежности судна. По его мнению, судно вело себя довольно странно на волне – была сильная бортовая качка. Своими сомнениями в надежности “Вараты”  Сойер поделился с третьим помощником капитана «Вараты». Помощник будто бы подтвердил его мнение и по секрету признался, что еще после первого плавания в Австралию хотел именно из за этого списаться с парохода, но побоялся потерять работу в компании «Блю энкор лайн».

Воспоминания Алисы Катц

Алиса Катц на момент путешествия на “Варате” была шестилетним ребенком. Она плыла на этом судне в самое первое плавание “Вараты”. Своими воспоминаниями Алиса поделилась в 1989 году.

«Это было очень удобное и роскошное судно. Несмотря на то что мне было всего лишь шесть лет, я отчетливо помню это путешествие.

Я помню, как в одном месте мы попали в жуткий шторм… Во время обеда тарелки самопроизвольно подпрыгивали и двигались по столу. Была ужасная качка…

Занятия по аварийному покиданию корабля были прекрасным развлечением, на время развеявшим скуку монотонного плавания.

Нам были выданы спасательные круги, после чего все пассажиры были разбиты на несколько групп по числу спасательных лодок.

По сигналу тревоги члены каждой команды должны были без промедления занять свои места в лодках.

Также я помню, как сильный порыв ветра сорвал шляпку с моей сестры. Ее горе было безгранично, от отчаяния она даже пыталась прыгнуть за борт, и мне пришлось схватить ее за ноги, взывая на помощь. К счастью, подоспевшие вовремя матросы остановили взбалмошного ребенка.

Словом, это было прекрасное путешествие, которое длилось пять дней. В Дурбане мы сошли на берег и пересели на поезд до Йоханнесбурга. Позже мы были просто потрясены, узнав об ужасной трагедии, случившейся с кораблем и всеми людьми на борту.

Как сейчас, я помню расплывшееся в улыбке лицо капитана, когда он деликатно пожимал мою руку на прощание. Это был человек огромного роста с большой бородой. Хотя, кто знает, когда вам только шесть, весь мир кажется огромным».

Воспоминания Мартина Линдертц

Мнение обозревателя морской хроники  Мартина Линдертц в газете «Кейп тайме»:

«Могу признать, что я был весьма сдержан, назвав этот корабль предельно тяжелым».

Загадочное исчезновение “австралийского Титаника”

В понедельник, 26 июля 1909 года, в шесть часов вечера «Варата» вышла из Дурбана. В Кейптаун корабль должен был прибыть  согласно расписанию утром 29 июля. После непродолжительной остановки в Кейптауне “Варата” должна была отправиться на север –  к Лондону. На борту «Вараты» находились, помимо 119 членов экипажа и 92 пассажиров, тяжелый груз – сельхозпродукция и более 1100 тонн свинцовых болванок.

В последний раз “Варату” видел вахтенный матрос судна «Клан Макинтайр». Это произошло через 12 часов после выхода “Вараты” из порта Дурбана. Около восьми утра скользящий  по волнам пароход настиг тихохода «Клан Макинтайр». Судна обменялись сигналами приветствия и “Варата” стала стремительно удаляться. Спустя некоторое время она исчезла за горизонтом на фоне огромных волн надвигающегося с севера шторма.

Больше пароход “Варата” никто не видел – судно бесследно исчезло в водах Южной Африки.  До сих пор, несмотря на предпринимаемые в течение века поисковые экспедиции, оно так и не найдено.

В Кейптауне далеко не сразу начались поиски корабля. В то время пароходы могли серьезно отклоняться от расписания. Все знали, что накануне был шторм, из-за которого “Варата” могла отойти от первоначального курса.

Через два дня началась паника – ожидающие парохода поняли, что случилось несчастье.

Информация о задержке парохода “Варата” было разослано по всем маякам и портам на маршруте, была поднята тревога. Были отправлены на поиски два буксировщика – предполагалось, что корабль дрейфует из-за отказа двигателей. Но буксиры вернулись ни с чем. В течение четырех месяцев  велись поиски пропавшего корабля, но безрезультатно: ни тел, ни плавающих предметов, ни какого-либо намека на “Варату”.

Капитан английского парохода «Харлоу» заявлял, что 27 июля в 17 часов 30 минут, находясь близ мыса Гермес (мимо которого должна была пройти «Варата»), он видел большое судно, которое упорно следовало за ним в течение двух часов. Позже в ночи он будто бы видел две сильные вспышки пламени, взметнувшегося в ночное небо на 300 метров, стоял отчетливый гул.  Но смотритель маяка на мысе Гермес заявил, что не видел в эту ночь ни вспышек, ни огней второго судна и не слышал никакого гула.

Есть и еще одно свидетельство, правда также ничем не подтвержденное – от матроса сигнальщика лайнера «Гелф». По словам матроса он видел  в прибрежных водах, неподалеку от Ист Лондона неизвестный корабль. В темноте было невозможно разобрать его название, но будто бы матрос смог определить три последние буквы названия «T», «A», «H» («WARATAH»).

В 1910 году на средства родственников пассажиров и членов экипажа парахода «Варата» для проведения дальнейших поисков был зафрахтован пароход «Вэйкфилд». В течение полугода он бороздил океанские просторы, углубляясь даже в воды Антарктики. Следы трагедии так и нашли, поиски решили прекратить.

Официальное расследование заключило, что 28 июля 1909 года пароход «Варата», попал в сильный шторм, опрокинулся и затонул в результате стечения необъяснимых обстоятельств.

Дело об исчезновении парохода «Варата» закрыто 22 февраля 1911 года. Репутация компании «Blue Anchor Line, которая произвела “Варата” была навсегда подорвана. Компания распродала свои пассажирские суда и начать перевозить грузы.

Почему затонула “Варата”?

Есть несколько версий о причинах исчезновения парохода “Варата”.

Одна из самых популярных и вполне реальных версий – пароход “Варата” встретился с супергигантской волной «Freak». Волна «Freak» (“чокнутая волна”) волна периодически появляется у южноафриканских берегов. Судно попало в шторм и было накрыто этой гигантской волной – в течение нескольких секунд пароход затонул. С этим стремительным погружением на дно как раз и связана невозможность пассажиров и экипажа воспользоваться спасательными шлюпками – на это просто не было времени. Тонущую “Варату” могло затянуть  под риф, эти объясняется отсутствие останков корабля в районе бедствия. Опытные мореходы утверждают, что подобная аномальная волна следует за двумя предыдущими менее могучими. Если «Варата» не сумела войти в синхронность с первыми двумя пиками и оказалась в воронке под третьей, наиболее разрушительной волной, способной раздавить любой корабль, ее судьба была определена.

Еще одной версией является поломка вследствие огромной волны. Потеряв управление пароход  был снесен к берегам Антарктиды, где и затонул.

Также существует теория про огромный водоворот внезапно появляющийся в этих широтах. Но мог ли такой водоворот затянуть на дно тяжелое судно – неизвестно.

Многие специалисты сходились в мнении, что гибели парохода предшествовала остановка двигателей из-за аварии или взрыва в машинном отделении. В этом случае обездвиженное судно было полностью во власти гигантских волн.

Также были выдвинуты версии о произошедшем пожаре или сильном взрыве, уничтожившим судно, но в этом случае остались бы какие-либо свидетельства этих причин. Повторимся, ни обломков, ни останков обнаружено не было.

В любом случае, гибель “Вараты” была почти мгновенна, какая-то мощная природная сила оказала на нее воздействие.

В 1910 году на австралийский берег к северу от Фримэнтла был выброшен спасательный круг якобы с борта «Вараты». Но позже этот круг бесследно исчез.

В этом же году корабль «Стар оф Скотланд» наткнулся на груду плавающих обломков, среди которых были перевернутые спасательные шлюпки. По мнению экипажа, это могли быть останки «Вараты».

В 1911 году, входя в гавань Ист Лондона, пароход «Палатина» на полном ходу ударился о непонятный подводный объект и, получив серьезные повреждения, с трудом добрался до порта. Было высказано предположение, что “Палатина” наткнулась  под водой на перевернутый остов «Вараты».

Возможно, это остов затонувшей "ВАРАТЫ"

Возможно, это остов затонувшей “ВАРАТЫ”

Последняя  экспедиция по поиску “Вараты” была предпринятав 1989 году. Основным методом поиска было геофизическое зондирование обширной водной акватории, охватывающей площадь в несколько десятков квадратных миль, причем был использован наиболее прогрессивный способ эхолокации, при помощи которого был, кстати, обнаружен трагически знаменитый «Титаник».

В десяти километрах от устья реки Коры на глубине ста двадцати метров был обнаружен огромный предмет, напоминающий остов корабля.

Была сделана видеосъемка части остова. Определить, что этот обломок является частью таинственной «Вараты» невозможно из-за густого слоя ила и водорослей.

 

Ошибка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

брак комсомольцев, свободная любовь

Обзаксились и разбежались. Что думали о браке комсомольцы 20-30-х годов?Обзаксились и разбежались. Что думали о браке комсомольцы 20-30-х годов?

В 20-30-е годы годы в Советском союзе созидался “новый человек” – идеальный строитель нового общества, ориентирующийся сугубо на общественные цели и интересы. Долой собственнические инстинкты и частную собственность! Долой церковные

Как Сталин вычеркнул маленькую Гелю Маркизову из друзей. И казнил ее родителейКак Сталин вычеркнул маленькую Гелю Маркизову из друзей. И казнил ее родителей

Все мы знаем громкий лозунг советского времени: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Появление данного слогана уходит корнями к жаркому летнему дню 1936 года. 6 июля в Москву прибыла

солдатка

Почему жизнь солдатки была тяжелее вдовьей участи? Как относились к солдаткам на селе?Почему жизнь солдатки была тяжелее вдовьей участи? Как относились к солдаткам на селе?

В рекрутчину – что в могилу Солдатками в 18-19 веках называли женщин, чьи мужья были взяты в рекруты или были призваны в армию. Военная служба длилась тогда десятилетиями. Очень часто