Катастрофа под поселком Учкудук в июле 1985 года – одна из самых страшных пассажирских авиакатастроф в СССР. В ней погибли 200 человек. Последним сообщением с упавшего борта Ту-154 гласило: «Беспорядочное вращение самолёта. Предпринимаю меры».
Учкудук – это город в Навоийской области Узбекистана. Город в пустыне, город “три колодца”.
10 июля самолет из аэропорта Карши должен был вылететь в Ленинград. В тот день была сильная жара, рейс задержался на 4 часа (из-за пыльной бури), пассажиры были утомлены долгим ожиданием и погодными условиями.
На борту самолета Ту- 154 находились 191 пассажир (в том числе – несколько десятков детей) и 9 членов экипажа. В 23.00 самолет начал взлет. Взлетал борт тяжело – был перегружен.
В 23.40 он набрал высоту 11 600 метров, после чего пошел на снижение. Самолет потерял 110 км/час скорости. На скорости 290 км/час стал заваливаться на правое крыло и падать по спирали. Падение продолжалось 153 секунды.
Расследование показало, что самолет упал в плоский штопор. Плоский штопор – это критический режим полета самолета. Самолет начал движение по вертикальной нисходящей спирали малого радиуса и в 23.46 ударился о землю.
Данные черного ящика показали, что во время набора высоты, самолет летел со скоростью, ниже рекомендуемой (400 км/час). На высоте 5300 метров летчики включили автопилот.
Есть предположение, что измученный жарой, задержкой рейса, долгой рабочей сменой (24 часа) экипаж уснул. Тем временем скорость продолжала падать. Разобраться, что именно произошло и почему так мотает самолет, проснувшиеся летчики не смогли.
Еще одним предположением стала версия о неисправности водопроводной системы в туалете. Жидкость могла просочиться и залить систему автоматического управления, расположенного под ним.
Ошибка