И даже холера не пугала туристов: крымский отдых – 1970

И даже холера не пугала туристов: крымский отдых – 1970 post thumbnail image

3 августа 1970 года в больнице Одессы умерла первая жертва эпидемии холеры.

В 1970 году Крым охватила эпидемия холеры.

Курорт в то время был крайне популярен. Крым посещало около пяти миллионов отдыхающих в год.

Заплачено, надо есть

Большинство отдыхающих приезжали в Крым “дикарями”. И если “организованного туриста” быстро организовали и вывезли, то с некоторыми “дикарями” возникли большие сложности.

Большая часть отдыхающих, справедливо опасаясь за свою жизнь, при первом же сообщении о холере бежали с полуострова в ужасе, в спешном порядке собирая пожитки.

Некоторые граждане, потратившись на билеты и аренду жилья, выезжать с полуострова они не желали категорически.

При том, что холера – крайне опасное заболевание. Заражение происходит при питье воды или употреблении продуктов, зараженных бактериями. Острая кишечная инфекция приводит к тому, что буквально в считанные часы организм человека обезвоживается. Параллельно наблюдается обострение хронических заболеваний человека на фоне физического истощения. Буквально за несколько часов человек может погибнуть.

На начальном этапе была попытка скрыть в стране факт эпидемии на курорте.

Даже в Керчи, одном из эпицентра вспышки заболевания, упорно не упоминалось слово “холера”. Речь шла о неопределенном желудочно-кишечном заболевании. Отсутствие информации порождало массу домыслов и слухов.

Только к концу августа официальные СМИ уже более открыто писали об этом событии.

Кто завез заразу? Наверняка, арабы!

Версий появления холеры было несколько.

Было предположение о том, что холеру специально завезли иностранцы – арабы или египтяне. Эта версия “о происках врагов” рассматривалась в числе первых.

Также обвиняли и неблагоприятную санитарную обстановку в Одессе.

КГБ утверждал, что вспышка холеры была вызвана вопиющей антисанитарией в городе.

Холерный вибрион был обнаружен в пробах молочной продукции с Керченского молокозавода. Предприятие было закрыто на дезинфекцию, вся его продукция изъята из розничной торговли. Он же был обнаружен в море. Там, где в него поступали сливы канализации.

Наиболее же вероятная версия появления холеры – проникновение возбудителя болезни из Ирана или Индии на торговых кораблях.

До Крыма вспышки заболевания уже были отмечены в Батуми и Астрахани.

В августе холера пришла в Одессу и Керчь.

Начало эпидемии и опасность полумер

Первым заболевшим был сторож совхоза по имени Федор Лютиков. Сам Лютиков был уверен, что отравился копченой рыбой. Он умер к вечеру в день обращения в больницу города Одессы. Это произошло 3 августа. Анализы показали, что Федор болел холерой. К сторожу накануне приезжали родственники из Ташкента. Возможно, именно так возбудитель был завезен в Украину.

Холера! Граждан, контактирующих с Федором, изолировали. Лечебное учреждение было оцеплено, на следующий же день развернули госпитали для возможных больных. У нескольких человек, действительно, была диагностирована холера.

В городе был введен карантин, но какой-то половинчатый. Сообщение Одессы с другими городами продолжалось.

Результат этих полумер не заставил себя ждать. Количество больных росло, появились и еще смертельные исходы.

Росла паника. Вспышки холеры были отмечены в Керчи, Херсонской, Николаевской и Крымской областях. Людей, заболевших холерой, буквально снимали с поездов.

Паника: холерное кольцо сжимается и сжимается

Среди местных и курортников ходили многочисленные “страшилки” о заболевании и обстановке вообще.

Жители полуострова в своих письмах родственникам и друзьям излагали все ужасы своего положения. Писали, что люди умирают массово, в течение короткого времени с момента заражения, их вывозят в степь, где и закапывают. Одесса якобы оцеплена колючей проволокой, счет погибших идет на тысячи. Холера бушует в Киеве.

КГБ паникеров выявлял, хотя, конечно, и не всех. С данными гражданами проводились очень серьезные беседы.

Особенно “подогрела” обстановку хулиганская листовка, которая была “подписана” якобы самим Брежневым. Листовка была напечатана на машинке. В этом опусе гражданам предлагалось не паниковать, соблюдать гигиену, а при возникновении симптомов заболевания спокойно укладываться в свои кровать и достойно умирать.

Тем же, кто сеял панику, обещался расстрел на месте.

Нарушители карантина: махровая беспечность

Несмотря на введение карантина, многие курортники, не успевшие до этой поры выбраться из рассадника заразы, стремились теперь всяческими путями покинуть“холерный” курорт.

Последние “легально” уезжающие, с огромным трудом добывали билеты на транспорт. В страшной давке они выезжали из охваченных паникой областей.

Те, кто не успел выехать, предпринимали попытки вырваться с помощью местных жителей, которые вывозили курортников за огромные деньги по неконтролируемым проселочным дорогам. Некоторые из таких “проводников” получат уголовное наказание впоследствии.

В Одесской области местное население зарабатывало на перевозке всех желающих на лодках в Николаевскую область. Знатоки троп выводили отдыхающих пешком в обход постов. Кто-то умудрялся бежать даже на платформах товарных вагонов.

Полноценно проконтролировать эти походы, побеги и заплывы возможности не было.

Ресурсы нересурсны

Не хватало военных для патрулирования местности. А больницы не могли принять всех, кто нуждался в медицинской помощи. Банально не хватало транспорта и больничных коек.

Отдыхающие, которые честно остались на карантин, были возмущены тем, что их долго не могли отправить в обсерваторы.

Они приходили к администрации, бунтовали, требовали решения вопроса: либо отправить их скорейшим образом на обсервацию, либо же отпустить домой.

Только 8 августа был введен полноценный карантин. Для того, чтобы покинуть охваченные эпидемией области, люди должны были пройти обсервацию в течение пяти дней под присмотром врачей.

Обсерваторы организовывались на базе школ, детских лагерей, железнодорожных составов, судов.

Далее “чистым” гражданам выдавались специальные пропуски, они могли ехать домой со спокойной совестью и хорошими анализами.

Военные помогали проследовать в обсерваторы тем несознательным отдыхающим, которые противились изоляции.

Отмечались нервозность и недовольство этих элементов: люди же приезжали отдыхать на свои кровные, а их принудительно тащат “наблюдаться” в пионерский лагерь.

Военные и правоохранители чутко отслеживали настроения бунтовщиков и вполне успешно пресекали попытки прорыва карантинной линии.

Диагноз “холера” был поставлен двести двадцать одному человеку на территории Украины. Из этих заболевших умерли двадцать один человек.

На улицах Одессы и Керчи навели порядок, соблюдали карантинные мероприятия. К концу августа эпидемия отступила. К концу сентября была возобновлена привычная жизнь.

Ошибка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Михаил Соловов

С яхты императора в швейный лагерь. История Михаила СолововаС яхты императора в швейный лагерь. История Михаила Соловова

С конца 20-х годов прошлого века участниками громких открытых судебных процессов становились не противники большевиков, а, так называемые, “старые спецы”. “Вредительские процессы” широко освещались в прессе – ученые и инженеры

“Непутевый” сын Хрущева: предатель, гуляка, убийца?“Непутевый” сын Хрущева: предатель, гуляка, убийца?

“Непутевый”  Леонид Хрущев был сыном Никиты Сергеевича от первого брака. Леонид рано потерял мать. Она умерла от тифа, мальчику тогда было всего три года. Отец же, будущий первый секретарь ЦК

месть комсомолки

Как комсомолка Маруся обидчику отомстилаКак комсомолка Маруся обидчику отомстила

В 1929 году редакция журнала “Смена” получила слезное письмо от девушки Маруси Паниной. В своем послании девушка жаловалась на некоего комсомольца Деева, бывшего своего возлюбленного. Деев – активист, секретарь ячейки