Маленький разоблачитель
В июле 1951 году старший следователь МГБ СССР Михаил Рюмин отправил Сталину заявление, в котором сообщал о нарушениях закона, происходивших при допросе профессора Я. Г. Этингера. Якобы министр безопасности Абакумов запретил провести допрос, в ходе которого могли быть получены сведения о готовящемся антиправительственном заговоре. Профессор умер в тюрьме, а следствие – в силу этого факта – не смогло расследовать “преступные замыслы” врача. Также следователь жарко разоблачал недостатки в работе МГБ, в частности, обвинял Абакумова в умышленном “смазывании дел” и называл его “опасным человеком”.
Заявление Михаила Рюмина удачно совпало с желанием Сталина министра безопасности Абакумова сместить – последний проявлял неодобряемую вождем самостоятельность в работе.
Уже через десять дней после получения заявление министр безопасности был отправлен под арест. Рюмин получил звание полковника и назначение на должность начальника следственной части МГБ. И сразу начал проявлять служебное рвение – разоблачил группу вредителей в МГБ. Вредители – сообщники Абакумова, в лице руководящих работников ведомства, действительно, были арестованы с обвинением во вредительстве.
В октябре Рюмин написал еще одно разоблачительное послание Сталину – и вновь последовала очередная волна арестов. А карьера Рюмина претерпела небывалый взлет – его кандидатуру утвердили на должность заместителя госбезопасности и начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР.
Но прошел год – и Сталин разочаровался в своем выдвиженце. В 1952 году Рюмина отстранили от работы в Министерстве. “Дело Абакумова” и “дело врачей” буксовали. Рюмин, по мнению Сталина, ушел в ненужные частности, а первоисточники преступлений так и не были им обнаружены.
“Кровавый бухгалтер”
Сразу после смерти Сталина, Берия, возглавивший объединившиеся МГБ и МВД, начал собирать компромат против Михаила Рюмина. И такой компромат очень быстро появился: Рюмина обвиняли в многочисленных фальсификациях материалов в следственной работе, получения признаний обвиняемых с применением физического воздействия, а также в домогательствах к супруге арестованного Петрова.
В протоколе допроса Рюмина содержались его признания о том, что в органы госбезопасности он проник обманом, для достижения карьерных устремлений занимался фальсификацией материалов, в результате чего пострадали невиновные люди, в том числе, и небезызвестные врачи.
Также выяснились и некоторые факты биографии чекиста: в довоенное время, работая бухгалтером на Урале, он обвинялся в расходовании денежных средств, а также поддерживал отношения с родственниками: спекулянтами, кулаками и сторонниками Колчака. Послание Сталину было написано с одной целью – превентивно прикрыть себя, много лет вымогавшего от арестованных заведомо ложные показания. Помимо этого, к весне 1951-го у отдела кадров МГБ к Рюмину появились вопросы о причинах сокрытия им имущественного положения отца, помимо этого, Рюмин потерял в автобусе следственное дело и получил партийный выговор за то, что своевременно не зафиксировал признания Этингера. Положение его было шатким.
Рюмина приговорили к расстрелу как скрытого врага СССР. В июле 1953 года приговор был приведен в исполнение.
Так через три года после написания заявления Сталину никому ранее неизвестный следователь закончил свой путь – карьерный и жизненный. Реабилитирован М. Рюмин не был.
Ошибка