Имя Арона Залкинда с начала 90-х годов известно, как правило, благодаря его пресловутым “половым заповедям”. Основная идея этих заветов сводилась к тому, что “необходимо, чтобы коллектив больше тянул к себе, чем любовный партнер”, а рабочий класс имеет полное право вмешиваться в половую жизнь своих членов. Заповеди воспринимаются сейчас, конечно, карикатурно.
Вот они.
Тем не менее, о его личности и жизни известно совсем немногое. Не имеется никаких воспоминаний о нем от ближайшего окружения и коллег. И даже фотографий Арона Борисовича практически не осталось. Одна из них чудом уцелела на страницах журнала “Человек и природа”.
Арон Залкинд являлся одним из основных теоретиков педологии в СССР. На педологию возлагались огромные надежды – наука была призвана изучить развитие ребенка, а затем создать качественно новую личность, воспитанную в нужном для пролетарской революции направлении. Наука передовая, модная, привлекательная для молодых педагогов и врачей. Массово открывались педологические институты.
Но изучение психофизиологических свойств множества детей (в детсадах и школах) не дало ничего, кроме получения данных о физиологии, происхождении, умственном развитии подрастающего поколения. Как использовать эти данные практически? Ответа не было. Хотя попытки предпринимались. К примеру, педолог мог связать плохую успеваемость школьника с его объемом груди. Или утверждать то, что у детей, взращенных при социализме, система органов пищеварения разительно отличается от пищеварения детей из стран буржуазных.
По итогам психологического тестирования ребят распределяли по разным классам – в зависимости от их уровня развития. Это привело к тому, что спецклассы для отстающих наполнялись детьми крестьян и рабочих. Объяснение этому простое – рабочие и крестьяне не готовили своих детей к обучению, в отличие от тех же интеллигентов.
На последнем в жизни Залкинда партсобрании было обнародовано “Постановление о педологических извращениях…”. Наука педология обвинялась в том, что определяет судьбу детей социальными и биологическими факторами, тем самым принижая пролетариев. Педология ликвидировалась.
И в возрасте сорока семи лет, возвращаясь с собрания, Залкинд умер от обширного инфаркта прямо на улице. Эта официальная версия смерти психолога. Ее же подтверждала дочь Арона Борисовича.
Далее ученому было объявлено организованное забвение: его научные работы изымались из библиотек, имя поливали грязью, а после 1933 года и вовсе “вымаралось” из справочной литературы.
По другим версиям, причиной смерти могло стало самоубийство или ликвидация его спецслужбами. Ученый участвовал в исследовании мозга В. И Ленина (и обнаружил в органе признаки сифилитического процесса). Собственно, ряд историков допускает, что данные исследования могли привести к такой его гибели.
Ошибка