19 июля 1937 года в Мюнхене была открыта для посетителей выставка «Дегенеративное искусство». Все модернистские течения и художественные направления – экспрессионизм, кубизм, дадаизм, фовизм, сюрреализм, “новая вещественность”, Баухауз и т.д. получили в гитлеровской Германии названия “антигерманских”, “еврейско-большевистских”, “вырожденческих”. Утверждалось, что подобное “искусство” чуждо немецкому народу. Гитлер самолично дал модернистским направлениям термин “дегенеративное искусство”.
Выставка “Дегенеративное искусство” проходила в галереях архитектурного комплекса Хофгартен параллельно с помпезной экспозицией “настоящего” арийского искусства в том же Мюнхене. Около семи сотен полотен были привезены для этой выставки со всех областей Германии.
В экспозицию выставки были выбраны произведения, которые содержали в себе (с точки зрения организаторов): искажение натуры, извращенное отношение к религии, наличие большевистского подтекста, пропаганда марксизма, мотивы морального разложения общества, увлечение художников темой проституции, увлечение культурой чуждых народов, утрата здравого смысла.
Официальная позиция государства была следующая. Модернистское искусство делает привычными образы уродов, извращенцев и людей чуждых рас. А также, с точки зрения один из теоретиков Третьего рейха Лотар Штенгель фон Рутковски, “наполняет жилища…нервирующим и разлагающим чуждым духом, губительными для расы идеями и представлениями…».
Президент Имперской палаты изобразительных искусств, Адольф Циглер, которому было поручено “очистить” германские музеи от “чуждого” искусства, говорил на открытии выставки:
Гитлер по отношению к модернизму:
С целью привлечения как можно большего числа зрителей, посещение выставки сделали бесплатным. Но детям и беременным, во избежание травмирования психики, посещение выставки запрещалось выставленным на входе плакатом. Продлилась выставка чуть больше трех месяцев, за это время ее посетило более двух миллионов человек (!).
Картины и скульптуры были размещены в 10 тесных залах. Развешаны и расставлены они были специально слишком тесно, без какой-либо системы. Рядом на стенах размещались вырванные из контекста высказывания авангардистов. Для пущего эффекта были размещены фотографии психических больных людей. Под каждой картиной значилось имя автора, название и стоимость, по которой музей эту картину в свое время приобрел. Учитывая послевоенную гиперинфляцию и прошедшую после денежную реформу, старые цены выглядели фантастическими.
До апреля 1941 года выставка побывала еще в 12 городах. В итоге, взглянуть на “вырожденцев” смогли 3 миллиона зрителей.
После “дегенеративной” выставки
После выставки от «вырожденческих» картин и скульптур было решено избавиться.
Йозеф Геббельс запишет в своем в дневнике:
Часть скандальных произведений была продана на международных аукционах. Особо много нацистам здесь не удалось заработать - картины уходили совсем по невысоким ценам - выручка составила всего 680 рейхсмарок. На таких аукционах были проданы, например, «Автопортрет» Ван Гога, «Синий дом» Марка Шагала, «Семья Солер» Пикассо.
Часть картин отвезли на склады, часть просто сожгли. В 1939 года сожгли работы «дегенератов» во дворе Главной пожарной охраны Берлина, а в июле 1942 года В Париже таким же способом уничтожили картины Пикассо, Дали, Клее, Миро и других.
Кто-то из художников сумел эмигрировать. Некоторые, не выдержав травли, покончил жизнь самоубийством. Кто
-то завязал с искусством навсегда.
Например, художнику Эмилю Нольде ("главный дегенерат" немецкого искусства) запретили занимать любые должности, связанные с изобразительной деятельностью. До окончания войны и падения нацистского режима, он писал акварелью, опасаясь распространять в доме запах масляных красок. Ежедневно он закапывал у себя в саду картины, написанные днем. Позже он назовет этот цикл «Ненаписанные картины».
Художник Эрнст Людвиг Кирхнер, один из основателей художественной группы «Мост», покончил с собой во дворе собственного дома спустя всего полгода после открытия “дегенеративной” выставки.
Отто Дикс, переживший сражения Первой мировой войны, и выразивший все переживания на своем полотне, с точки зрения Гитлера, оскорблял честь немецкого солдата. Дадаист и член объединения «Новая вещественность» Отто Дикс вынужден был, как любой художник, оставшийся в Германии, стать членом Палаты изобразительных искусств.
Его уволили из Дрезденской академии и приказали писать только декоративные пейзажи. Но несмотря на такой приказ, Дикс написал самую беспощадную сатирическую картину, изобразив безумного карлика Гитлера в окружении семи смертных грехов.
Ошибка