Институтки. Зачем их воспитывали взаперти? И что из этого вышло

Институтки. Зачем их воспитывали взаперти? И что из этого вышло post thumbnail image
Институтки. Зачем их воспитывали взаперти? И что из этого вышло

Создать нового человека

Екатерина II мечтала о “новой породе” женщин. Такая женщина была бы полезна государству и семье – она гуманна, в меру образована, способна воспитывать детей в согласии с идеалами века Просвещения.

Смольный институт благородных девиц был, собственно, призван стать кузницей таких женщин.

Планировалось, что девочка в совсем нежном возрасте – шести лет – будет “изыматься” из невежественной домашней среды. В течение двенадцати лет специально обученные люди будут из нее “лепить” нового человека.

По готовности, в восемнадцать лет,  институтку вернут домой – облагороженную воспитанием и новыми знаниями.

Изначально предполагалось, что поступить в заведение могут только дворянки, но позднее доступ туда получили представительницы и прочих сословий (кроме, конечно же, крепостных).

Со временем про “просвещение” все успешно забыли.

Зато в заведении утвердились казарменные порядки, муштра и чисто формальное обучение. Изначально уровень обучения был приближен к гимназическому, позже он серьезно снизился – даже экзамены были сущей фикцией.

Суровая жизнь институтки

Отправляя дочь в Смольный, родители давали письменное обещание, что ребенка раньше положенного срока домой возвращать не станут.

Как правило, дальнейшие встречи воспитанниц с родственниками были редки и администрацией не поощрялись.

Отныне общение девочки с семьей сводилось к переписке. При этом все письма (и входящие, и исходящие) подвергались строжайшей цензуре.

Жалобы на жизнь, страдания по дому и домашним осуждались.

Такой отрыв от родственников объяснялся изначально требованием максимально оградить юную душу от дурного влияния семьи, с ее привычным невежеством и потаканием детским “порокам”.

Смолянки воспитывались в атмосфере муштры и жесткости.

Высшая добродетель – покорность девочки преподавателям, администрации. Строгое соблюдение многочисленных правил и норм. Шуметь, задавать вопросы, высказывать свое мнение строжайше запрещалось.

Институтки. Зачем их воспитывали взаперти? И что из этого вышло

Водили воспитанниц в столовую или церковь всегда колонной, парами. Гуляли они также парами и только во дворе. Непременно под контролем классной дамы.

Для учениц была предусмотрена форменная одежда. Цвет ее и фасон зависели от возраста девочки. Младших наряжали в коричневое платье – по цвету одежды их называли “кофейницами” или “кофульками”. Среднее звено носило синее платье. Самые старшие – в белом.

Цвет одежды символизировал уровень взращивания “новой породы”. Коричневое платье – цвет грязный, близкий к земле. Белый же цвет означал близкое превращение девушки в “образец женского сердца и ума”.

Бытовые условия заведения были довольно суровыми: скудное питание, холод в классах и спальнях (9-16 градусов), жесткие матрасы, ранние подъемы, молитвы и зубрежка уроков.

Классные дамы – женщины незамужние, бездетные, возрастом, как правило, за сорок. К сантиментам они не были расположены, с ученицами, даже маленькими, не церемонились.

Мужчины-преподаватели  – большая редкость. Брали обычно пожилых, женатых, желательно с каким-либо физическим дефектом. Брали очень неохотно.

Институтки. Зачем их воспитывали взаперти? И что из этого вышло

Публичные унижения

Сами девочки называли друг друга “мовешками” или “парфетками”.

Парфетки (от parfete – «совершенная, безукоризненная») – девочки послушные, ладящие с преподавателями и классными дамами, примерные смолянки. Парфеток не любили – они часто “наушничали” и иными способами выслуживались перед классными дамами.

Мовешки (от mauvaise — «дурная») – девочки, которые правилам подчиняться не желали. Дерзкие девочки, нарушающие дисциплину.

Розгами девочек – “мовешек” не наказывали. Но пинки, оплеухи и затрещины вполне практиковались. Особенно в отношении младшего звена.

Еды институток за всевозможные проступки не лишали. Но заставляли есть стоя, за отдельным “черным столом”. Принимать пищу стоя считалось неприличным – так делали только порицаемые обществом женщины. Поэтому воспитанницы, в страхе быть осмеянными, часто оставались голодными.

Одно из самых стыдных наказаний – лишиться форменного передника. Его снимали совсем или заменяли передником тиковым. Тиковый передник (из грубой ткани) называли “постыдным капотом”. Одежду из тиковой ткани носили только простолюдины.

Тем, кто позволял небрежность в одежде, могли нацепить на платье рваный чулок. И выставить неопрятную “мовешку” на всеобщее обозрение.

Феномен обожания

У смолянок было принято кого-либо обожать. Вероятно, это было связано с закрытостью учреждения, многолетней варкой учениц в собственном соку. Изливать чувства им было попросту не на кого. Поэтому обожали то красивую старшеклассницу, то учителя (пусть пожилого и неказистого), а то и священника. Непременно полагались и страдания – съесть кусок мыла, выпить уксусной воды в терзаниях по недоступному объекту.

Особое обожание – императору и его семье. Каждый визит высочайшей особы становился грандиозным событием. Детали этого визита обсуждались месяцами. Со стола, за которым обедал император, собирались и бережно хранились кусочки еды. Если вдруг девушкам чудом доставался платок государя, то его делили по-братски на части и носили эти талисманы у сердца – обожали.

По итогу своего обучения выпускницы Смольного, безусловно, приобретали хорошие манеры, эрудицию. Умели танцевать и музицировать. Но уровень преподавания в заведении стремительно падал. Все, что не требовалось будущей хорошей жене и матери, отсекалось. Общения с внешним миром у воспитанниц Смольного института практически не было. Девочки, покидая стены учебного заведения, о жизни знали крайне мало. Неудивительно, что “институтками” начали называть барышень экзальтированных, к жизни неприспособленных, мало понимающих бытовую сторону жизни.

Ошибка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Саманта Смит: как простая американская школьница стала культовой фигуройСаманта Смит: как простая американская школьница стала культовой фигурой

29 июня 1972 года  родилась “посол мира” Саманта Смит. Начало известности простой американской девочке из штата Мэн принесло письмо, которое она написала генеральному секретарю Юрию Андропову. Никому неизвестная девочка из

Любовники Лили Брик: теряли головы и многое терпелиЛюбовники Лили Брик: теряли головы и многое терпели

Прославленная муза Маяковского отличалась любвеобильностью. В зрелом возрасте о любви она говорила так: “Я всегда любила одного. Одного Осю… одного Володю… одного Примакова… одного Ваську…”. Современники-мужчины отзывались о Лиле Брик,