Как один пионер в СССР отказался вернуться. История школьника-«перебежчика»

Двенадцатилетний Володя Половчак в 1980 году совершил невероятный для ребенка поступок — не пожелал возвращаться из США в Советский Союз, отказавшись при этом и от своих родителей. История этого школьника гремела в начале 80-х. Советские газеты писали о том, что Америка удерживает юного Половчака: его либо украли американские баптисты, либо банально подкупили велосипедом и конфетами капиталисты. Общественность требовала возвращения ребенка на Родину. Рейгану даже писали письма украинские одноклассники Володи с просьбой парня отпустить уже домой.
Но дело, конечно, обстояло совсем иначе.
В 1980 году семейство Половчак — родители и трое их детей — эмигрировали в США. Ранее семья проживала в поселке Волошиново Львовской области. Поселились Половчаки в Чикаго — в большой надежде на лучшую жизнь. Но через пять месяцев глава семьи Михаил Половчак принял решение о возвращении на Родину. На него обрушилась болезнь, которая привела к ампутации ног. В посольстве Михаилу напомнили, что в СССР медицина бесплатная, но вернуться домой семья должна тем же составом, котором и выехала. Старшие дети — двенадцатилетний Владимир и семнадцатилетняя Наталья — возвращаться отчаянно не хотели.
“Я сказал, что не хочу возвращаться. Понимал, что если поеду, то уже никогда не вернусь в Америку. В СССР, в советской Украине, в то время такой свободы не было. Я это понимал, потому что в Украине я уже был пионером и ходил там в школу”.
Но отец был настроен вернуться в Союз решительно — и тогда Володя с Натальей сбежали из дома, поселились в семье двоюродного брата.
Михаил обратился за помощью в полицию. Но зря — сотрудники полиции не стали возвращать детей родителям, а передали дело в суд. Володя попросил политического убежища США.
Вопрос с Натальей решился довольно просто — ей исполнилось восемнадцать лет и своей судьбой она могла распоряжаться самостоятельно.
А вокруг Володи развернулась целая история. Американская пресса трубила о том, что в Союзе мальчику грозит суровая расправа. Сам Володя, не знавший английского, общался с адвокатом через переводчика. Решение школьника власти США оценили как “взвешенное”. В результате многочисленных судов родителям Владимира было отказано в опеке над сыном. Анна и Михаил Половчак вернулись на Родину с младшим сыном.
Позже Владимир делился воспоминаниями: в США до получения гражданства он жил в большом страхе. Опасался, что сотрудники КГБ похитят его и увезут в СССР. В своей книге “Ребенок свободы” он писал:
“В Америке я узнал, что можно ходить в церковь, и никто тебя за это не преследует, как было в то время в Украине. Хочешь переехать из одного места в другое – не надо никакого разрешения от государства. Если еще проще объяснить: мы здесь пришли в магазин, и все можно было купить, я такого в жизни не видел! Но я видел в Украине, как люди ждали в очереди за хлебом два часа! Ничего же не было в то время”.
В 1985 году Владимир Половчак получил долгожданное гражданство. И сразу сменил имя — стал Уолтером. С родителями он поддерживал связь — с 1993 года приезжал ежегодно в гости. По словам Половчака, отец сожалел о своем поступке, считал возвращение самой большой ошибкой в жизни. Хотя вернувшемуся с семьей Михаилу дали квартиру во Львове и провели успешную операцию.
Сам же Уолтер Половчак не жалеет ни о чем. Он проживает с семьей в пригороде Чикаго и вполне себе счастлив. Уверен, что тогда, в далеком 1980 году, ему неслыханно повезло.
Ошибка