Елизавета Григорович: первая любовь
Первая любовь сразила Макаренко в юности.
Антону Семеновичу было всего семнадцать лет. Звали эту любовь Елизаветой, была она на целых восемь лет старше Макаренко.
В детстве и юности Антон был замкнутым и довольно одиноким. Рано начал влюбляться в девочек, чаще всего в недоступных для него красавиц. Девочки не отвечали Антону взаимностью, тот заходился в бесконечных страданиях по этому поводу.
Играм он предпочитал книги. Из-за близорукости и обособления от сверстников одноклассники подшучивали над ним. Иногда такие шутки были очень жестоки.
Уберегла его от суицидальных мыслей семья местных священников.
Поп Григорович вел с подростком длительные беседы о предназначении человека, вере в Бога, отправлял жену свою к Антону – справиться, все ли с мальчиком в порядке.
Попадья Елизавета Федоровна всерьез озаботилась судьбой подопечного. Внезапно у них разгорелся роман – вопреки статусу и возрасту жены священника.
Был грандиозный скандал, будущего великого педагога даже изгнал из дома отец.
Но решения своего Антон не поменял – они начали жить вместе с “матушкой”.
Кстати, сам священник Григорович был не против этого романа с его супругой.
Елизавета Федоровна не была красавицей. Она была неженственная, с лицом, изуродованным угрями. Выбор был странным для Антона, но отношения их были очень продолжительны.
Муж Елизаветы Федоровны после революции уехал за границу. Но она продолжала официально быть его женой.
С Макаренко брак так и не был узаконен. Антон Семенович не хотел этого, дабы не вызывать недовольства молодой советской власти. Все же Григорович была в прошлом попадьей.
Елизавета, видимо в знак благодарности, стала прототипом воспитательницы колонии Екатерины Григорьевны в книге “Педагогическая поэма”.
Елизавета закончила женские учительские курсы в Киеве. Именно ей предложили возглавить колонию для беспризорников. Возлюбленная уступила столь заманчивую должность Антону Семеновичу. В колонии имени Горького они работали вместе.
Макаренко, будучи в отношениях, продолжал влюбляться в женщин – страстно и безответно, как и прежде.
Елизавета смотрела на происходящее с юмором. По крайней мере, внешне. Их отношения были в большей степени похожи на отношения дружеские, нежели отношения любовников.
Но исключительно при Лизе всегда резкий и решительный Макаренко становился покладистым и мягким.
Этот гражданский брак Макаренко длился целых два десятка лет. Потом Макаренко оставит Елизавету. Брат Антона Семеновича писал, что Елизавета Федоровна с возрастом “испортилась”. Стала мелочной и скупой, завела с десяток кошек. Любовь, если и была, угасла.
Инспектор Наркомпросвещения Галина Салько: все серьезно
Женился официально Макаренко в возрасте уже за сорок. Его женой стала Галина Салько.
С Галиной Макаренко познакомился в тяжелое для себя время. Тогда против Макаренко ополчилась сама Надежда Крупская. Его методы воспитания назывались “антисоветскими”, педагога лишили колонии Горького и чуть даже не сделали преступником.
Галина станет его спасением и его музой. В колонию зачастили проверяющие.
Одним из них и была Галина. Но в отличие от прочих, она защищала Антона Семеновича, его методы воспитания.
А он – влюбился. Писал ей длинные письма о любви – красивые и пронзительные. Относил их на почту сам – в стужу, слякоть. Галина ответила взаимностью. Ее сына Льва и свою племянницу Олимпиаду Макаренко воспитывал как родных детей. Олимпиада была дочерью его брата-белогвардейца Виталия, который эмигрировал из России.
Семья Макаренко перебралась в Москву. Здесь он зарегистрировал отношения с Галиной. Работник ЗАГСа расписал их прямо дома у Макаренко.
Антон Семенович к тому времени уже был известен – его «Педагогическая поэма» наделала много шума.
В столице Антон Семенович занимался литературой, читал лекции по педагогике. Но он был лишен любимого дела – воспитания трудных подростков. А без этого и жизнь была ему вовсе не мила.
С женой Галиной отношения охладели.
В пятьдесят один года Макаренко умер от разрыва сердца. Все произошло внезапно, в электричке. Жена на похороны не пришла, сослалась на плохое самочувствие.
Ошибка