Паша Ангелина стала знаменитой, создав первую женскую тракторную бригаду в селе Старобешево. За рекордные урожаи и развитие сельского хозяйства дважды получала звание Героя Социалистического Труда, была депутатом Верховного Совета. Такие вот раньше были депутаты – труженики.
В 1938 году на ее призыв “Сто тысяч подруг на трактор!” откликнулись двести тысяч женщин по всей огромной стране. Черты лица Прасковьи запечатлены в “Рабочем и колхознице”.
Личная же жизнь ударницы при этом складывалась совсем непросто.
“Прасковья Никитична Ангелина с мужем”
Паша Ангелина стала женой Сергея Чернышева уже знаменитой. Наличие героической жены способствовало партийной карьере Чернышева. Он был амбициозным человеком, вторым секретарем райкома партии, но для всех лишь являлся “Пашиным мужем”.
Прасковья, помимо ударного труда, несла общественную нагрузку – была депутатом в родном селе, принимала людей с их жалобами даже ночами. Воспитывала троих детей – один из них был приемным (фактически приходился племянником). В 1940 году окончила Тимирязевскую сельхозакадемию – два года жила с дочкой в Москве, регулярно приезжая в родное Старобешево для работы в полях.
Муж после войны вернулся домой с алкогольной зависимостью. А чуть позже явились его “фронтовая жена” и ребенок. Прасковья помогла ей деньгами, а Чернышева простила. Сам Чернышев к тому времени уже пил по-черному. Паша, которая с полей приезжала к полуночи, а к четырем часа утра уже вновь билась за урожаи, не была той женой, которую хотел для себя Чернышев. И дело даже чуть не окончилось трагедией – нетрезвый супруг едва не выстрели в Прасковью из именного браунинга. После этого случая Ангелина мужа из жизни вычеркнула. И более замуж не выходила – считала, что мужчинам от нее нужна будет только ее слава, а детей возможные отчимы будут обижать.
Слухи и поклепы
Как известный человек, Прасковья Ангелина была окружена слухами. Всесоюзная слава, понятное дело, не давала покоя многим. Ей приписывали любовные отношения со Сталиным, плодами которых, якобы стали дети – Светлана и Сталина. На трактористку писали анонимки завистники – обвиняли в алкоголизме и в разных непристойностях. Однажды даже отправили к ней в дом медиков – брать анализ на сифилис. Да, и у малолетних детей – тоже. Положил конец этим нападкам Хрущев – травлю Паши прекратили, хотя за спиной сплетни, конечно, не прекращались.
Болезнь
У Прасковьи Никитичны, тридцать лет выращивающей хлеб, была возможность сменить работу. Ей предлагали различные должности – вплоть до замминистра сельского хозяйства УССР. Но Ангелина не мыслила себя без поля и бригады. Уже совсем больная она продолжала работать. Собственно, и в больницу ее доставили “с полей”. Обнаружился цирроз печени. Считается, что болезнь трактористка получила в результате постоянного контакта с машинными маслами и дизельным топливом.
В сорок шесть лет Прасковья умерла в московской больнице – после операции впала в кому и уже не вышла из нее. Похоронили трактористку-ударницу в Старобешево.
ОшибкаСобственно, благодаря Паше Ангелиной, тысячи женщин двинулись в механизаторы. Ранее бы и не рискнули – профессия считалась чисто мужской. За 25 лет работы тракторной бригады под началом Ангелиной план был перевыполнен в 2 раза.