Таинственные и неоднозначные произведения писателя побуждают к поискам их истоков в личной жизни самого Кафки. Его произведения пронизаны абсурдностью происходящего, безысходностью и обреченностью, приправленных страхом. Мир героев Кафки – иррационален, абсурден и изломан, сами герои – ничтожны, они ничего не могут изменить в своей жизни. Литература для Кафки – это спасение от тягостных переживаний реальной жизни.
При жизни Кафка издал лишь три сборника новелл и малой прозы, были и публикации в журналах. Основная часть литературного наследия Франца Кафки была опубликована лишь после того, как писатель умер. И это было просто случайностью, поскольку Кафка завещал другу после смерти уничтожить все его труды, но эта просьба, к счастью, выполнена не была.
Родился будущий знаковый писатель в Праге в еврейской семье. Кафке его
национальность доставляла немало сложностей — в Праге той эпохи часто происходили еврейские погромы. Прага была городом Австро-Венгрии, империи, которая продолжала существовать вплоть до 1918 года. На этой территории проживали три глубоко чуждых друг другу народа: чехи, немцы и евреи.
Неудивительно, что выросший в атмосфере национального раскола, Кафка чувствовал себя вне общества, отрезанным от большинства. Прагу он любил, но при этом отождествлял этот город со злом, забравшим все его силы.
Родной для Кафки стала немецкая культура – он был отдан учиться в немецкую школу и писал на немецком языке. В общении со сверстниками Франц всегда был немного отчужден, будто между ним и внешним миром всегда была незримая стена, которую он не пытался разрушить.
Несмотря на явную тягу Франца к литературе, Герман Кафка заставил сына поступить на юридический факультет Пражского университета. После окончания учебного заведения Франц всю жизнь проработал на ниве страхования.
Начинал службу Франц мелким служащим, закончил ее в солидной должности старшего секретаря. Под его управлением было 70 человек. Кафка пользовался уважением и даже любовью в коллективе за добросовестность и профессионализм. Юридическая деятельность, возможно, и не являлась сплошным адом для писателя, но необходимость работать по четкому графику была гибельна для писателя. Работал над книгами Кафка по ночам. Впоследствии это и приведет к хронической бессоннице, ипохондрии, усугублению невроза, разрушению здоровья и преждевременной смерти.
Кстати, именно Кафке приписывают изобретение жесткой каски для рабочих. Будто бы Кафка, работая в страховой компании, занимавшейся несчастными случаями на производстве, ввел в эксплуатацию первую в мире каску. Остается открытым вопрос, сам ли он изобрел защитный головной убор или просто настоял на его использовании, но за свои заслуги Кафка был награжден золотой медалью Американского общества техники безопасности, а применение касок значительно сократило число производственных травм.
Потребность писать у Франца Кафки проявлялась еще в детстве. Вылилась она в многочисленные дневниковые записи, которые сейчас могут нам рассказать о личности этого загадочного писателя.
Из факторов, сформировавших писателя, биографы прежде всего называют отчужденность к внешнему миру, отношения Франца с отцом и непростые отношения с женщинами на протяжении всей жизни.
Франц Кафка: отношения с отцом
Отец Франца оказал на жизнь и творчество сына огромное влияние. Герман Кафка был деспотичным человеком, властным и грубым. В доме семьи Кафка царила тяжелая атмосфера психологического насилия и бесконечные упреки. Франц часто подвергался унижениям и критике. На впечатлительного ребенка эти окрики и ругань сказывались очень негативно – по признанию Франца, он начинал заикаться в присутствии отца. Параллельно Кафка начал испытывать гнетущее чувство вины за собственное несоответствие ожиданиям отца.
Герман Кафка был выходцем из беднейших чешских евреев. С малого возраста он познал голод, холод и тяжелый труд. Главная его мечта – вырваться из нищеты – сбылась. После удачной женитьбы Герман открывает магазин модных вещей в Праге. Бизнес успешно развивается и перерастает в оптовую торговую компанию. Кафка-старший гордился тем, что смог преодолеть нужду и любил упрекать детей, что те живут уже на всем готовом и им не нужно много и тяжко работать.
Главным чувством Франца по отношению к отцу была вовсе не ненависть, как утверждают некоторые биографы, а всепоглощающий страх. Страх произрастал из уверенности ребенка, что отец в любой момент может применить любые воспитательные меры к Францу, что Франц для отца ничтожен, незначителен, презираем им, поскольку не соответствует ожиданиям отца, внутренне не похож на него.
Кафка написал письмо отцу, которое тот так никогда и не прочел. Это письмо – документ, который был прочитан и изучен не менее литературных произведений писателя. Поводом для написания этого письма послужил отказ отца принять невесту Франца – Фелицу Бауэр. В этом письме Кафка выразил все свои претензии и обиды отцу.
Опять же, как отмечают исследователи биографии Кафки, запредельно жестоким отец его не был, физического насилия в отношении домочадцев никогда не применял. Менее чувствительный ребенок, возможно, и не воспринимал так болезненно тяжелый характер отца, его давящее поведение. Кафка на протяжении всей жизни жаждал избавиться от давления фигуры отца, но безуспешно.
Кафка и его женщины
Кафка и в отношениях с женщинами не проявлял решительности. Несколько раз он делал попытки связать судьбу свою с возлюбленными, но безуспешно.
Известны имена четырех дам, с которыми у Кафки были романы: Фелица Бауэр, Юлия Вохрыцек, Милена Есенская, Дора Диамант. Были у него и мимолетные романы, иногда в письмах Франц даже жаловался на слишком пристальное внимание женщин к своей персоне.
Живому общению и встречам Кафка предпочитал письма. Видимо, так было безопаснее.
Первое серьезное увлечение Кафки — Фелиция Бауэр. Она долгое время была героиней его дневника, с ней велась долгая и страстная переписка. Девушка была совершенно некрасивая, о чем Кафка заявил ей при первой же встрече. Кафка в своем дневнике описал впечатления о первой встречи с Фелицией, нелестно отзываясь о ее внешности:«костистое», «пустое», «выставлявшее свою пустоту напоказ» лицо, «чуть ли не перебитый нос», «мощный подбородок». Фелиции Франц отвел роль музы, но не любимой женщины. Музе он предпочитал писать бесконечные письма, делиться сокровенным, но представить музу беременной и на кухне абсурдно. Отношения с Фелицией должны были быть сугубо духовными, без позорной плотской составляющей и скучного быта. По мере развития переписки, Фелиция все больше превращалась в выдуманный персонаж. Кафка все более настойчиво задавал вопросы относительно настоящей жизни музы и фантазировал, фантазировал.
В переписке Фелиция озвучивает планы на будущее: замужество, дети, дом. Кафка не разделяет планов возлюбленной – жениться он не хотел, о будущем не думал, жил настоящим.
После прямого вопроса о намерениях жениться и прямого ж отказа Франца от этой затеи отношения (пусть и эпистолярные) стали распадаться.
Кафка писал Фелиции, что жить с ним невозможно, что к нормальной жизни он не способен, что хочет укрыться в подвале и там полноценно заняться литературой. Фелиция предложила встретиться и обсудить дальнейшее. Встречи происходили в Берлине. Фелиция призналась Францу, что несмотря на все его странности, чудачества и желания, она отчаянно хочет за него замуж. Кафка отвечает в письме, что так и быть, пусть будет помолвка и выдвигает ряд абсолютно невыполнимых требований к будущему браку. Очевидно, что тем самым он подталкивал Фелицию к разрыву отношений. Параллельно он увлекается некой “швейцаркой”.
Фелиция не находит ничего лучше, как отправить свою подругу Грету Блох к Кафке, дабы та уладила отношения влюбленных. Кафка неожиданно проявил интерес к Блох. Завязывает так любимую им переписку со второй женщиной, параллельно продолжая общение с Фелицией. Неожиданно в 1914 году Франц предлагает Фелиции обручиться второй раз, одновременно пишет о своих крепчающих чувствах к Грете. Женщины приглашают Кафку в Берлин и там устраивают “судилище” над ним, обвиняя его в измене и предательстве (это событие будет отражено в сборнике “Процесс”).
Через несколько лет Фелиция опять сделает попытку наладить отношения с Францем. Попытка так и останется попыткой – у Кафки был диагностирован туберкулез, смертельное по тем временам заболевание. Вопрос с женитьбой был снят.
После виртуального романа с Фелицией, Кафка еще несколько раз вступал в отношения с женщинами: Миленой Есенской (она была замужем, пусть и формально), Юлией Вохрыцек и Дорой Диамант.
Жениться Кафка решился лишь в 40 лет, на 19-летней Доре Диамант, с которой они познакомились на одном из еврейских мероприятий. Через 3 недели после знакомства они стали жить вместе в Берлине. Далее Кафка с невестой переезжает в пригород Вены, где находится его туберкулезная лечебница.
Отец Доры не спешил дать согласие на брак дочери с больным человеком, гораздо старше ее по возрасту. Не прошло и года, как Франц умирает на руках Доры.
Ошибка