История, образование, структура и задачи Гитлерюгенд
Организация Гитлерюгенд была создана еще в 1926 году как как национал-социалистическое молодёжное движение. История появления ее была следующей. В 1920 году некто Адольф Ленк горел желанием вступить в какую-либо партию, коих после войны было множество. Выбор его пал на НСДАП (“Национал-социалистическая партия немецких рабочих”). Партия не ответила взаимностью и Ленка в свои ряды не приняла, ссылаясь на то, что юноша слишком молод. Упорный Ленк потребовал принять его в молодежную партию НСДАП, но такой партии у немецких рабочих не нашлось.
Инициативный Ленк просил разрешения такую организацию создать и в 1922 году при НСДАП была организована Юношеская Лига – Югендбунд под руководством Ленка. Основной акцент работы в Лиге был направлен на политику. Численность организации была около 1000 членов, особой популярностью Лига не пользовалась – подросткам политика, как правила, не особо интересна. В 1925 году создатель Лиги был освобожден от занимаемой должности.
В июле 1926 года на партийном съезде в Веймаре Югендбунд был переименован в Hitlerjugend. Название было придумано Юлиусом Штрайхером, а полностью звучало как: Hitlerjugend, Bund deutscher Arbeiter-Jugend (Гитлеровская молодёжь, cоюз немецкой рабочей молодёжи).
Основной идеей создания Гитлерюгенд было воспитание “истинных арийцев” и будущих солдат Гитлера.
В организации было несколько подгрупп, образованных по возрастным и половым критериям. Обработка молодежи начиналась с 10 лет.
1. Jungmannschaften – в этой группе состояли мальчики возрастом от от 14 до 16 лет.
2. Jungsturm Adolf Hitler – для мальчиков-подростков от 17 до 18 лет.
3. Bund Deutscher Mädel – секция для девочек в возрасте от 14 до 18 лет.
В 1928 был создан Jungvolk (Юный народ). В эту организацию принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет. В 1931 году был создан Юнгмэдль – для 10-14-летних девочек, но только в 1932 году оба подразделения (Бунд Дойчер Мэдль и Юнгмэдль) официально стали частью Гитлеровой молодежи.
Гитлерюгенд возглавлялся рейхсюгендфюрером, который подчинялся напрямую самому Гитлеру. Изначально участие в Гитлерюгенд было добровольным, но после прихода партии к власти вступление в организацию стало обязательным для всех.
В первые годы войны младшие гитлерюгендовцы работали в тылу, а старшие шли на фронт. В последние годы войны в боях были задействованы гитлерюгендовцы и младшего возраста. Как неотъемлемая часть НСДАП, Гитлерюгенд был распущен после победы над Германией.
Чем занимался Гитлерюгенд?
До войны члены Гитлерюгенд занималась обычными детскими делами: встречались, играли, занимались спортом, соревновались, ходили в походы, посещали летние лагеря.
Внутри организации существовали группы по интересам, где дети могли заниматься тем, что им более всего нравится, приобретая навыки будущей профессии. Например, были абсолютно бесплатные группы врачей и фельдшеров, альпинистов, летчиков, моряков, шахтеров, связистов, техников и так далее. Работали театральные и музыкальные кружки.
Один раз в год проводился всеобщий партийный слет в Нюрнберге. Попасть на этот слет было большой честью, туда отправляли юных гитлеровцев только за особые заслуги, в качестве поощрения. На этих масштабных слетах детей хвалили высшие чины партии.
Обучение мальчиков в Гитлерюгенд было полувоенным. Из детей хотели вырастить будущих солдат. Поощрялась небольшая степень жестокости старших мальчиков к младшим (считалось, что жесткость будет способствовать отсеиванию непригодных кадров и укрепит остальных). После выпуска из Гитлерюгенд юноша был полноценным солдатом, умеющим обращаться с оружием, морально и политически подкованным.
Детей воспитывали в духе национализма и антисемитизма. Для младших детей, не знавших иного режима, национал-был нормой, они не знали иного. Более старшим детям идее прививались исподволь, с течением времени, постепенно. Быть в Гитлерюгенд означало не быть одному, быть в коллективе единомышленников, занимать свое место в этом мире, чувствовать локоть товарища, служить фюреру, как служат ему родители и старшие товарищи.
Для воспитания идеологически верного солдата тщательно изучались расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к евреям, биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение. Стоит отметить, что с наступлением войны, знаниям внимания уделялось все меньше, предпочтение отдавалось физическому воспитанию.
Юные члены Гитлерюгенд находили свой идеал для подражания и получали так нужное подросткам одобрение сверстников. Здесь не было деления на бедных и богатых – все носили одинаковую форму и имели равные права. Многие дети были из семей, отцы и братья которых погибли в годы Первой мировой войны. Рана от поражения не зажила и требовала отмщения.
СС подарил Гитлерюгенду одну из двух своих рун “зиг”. Это руна означает символов победы, этот жест должен были символически объединить обе группы – СС и Гитлерюгенд.
В 1936 году тогдашний руководитель Гитлерюгенд фон Ширах развернул мощную рекламную кампанию под лозунгом “всю молодежь на службу фюреру”.
Посредством радио, кино, газет и книг, школ и спортивных секций Гитлерюгенд призывал немецких детей пополнить свои ряды. Ширах поставил цель -подарить на день рождения Гитлеру всех десятилетних детей страны (естественно, детей-арийцев). К родителям детей обратились с письменным требованием привести своего ребенка в Юнгфольк или Юнгмэдль. Если родители отказывались отдавать детей в организацию, то доходило до того, что власти грозили отнять ребенка силой и поместить в приют, вне “тлетворного влияния”.
15 марта каждый 10-летний мальчик был обязан зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После изучения сведений о ребёнке и семье (соответствии «расовой чистоте»), он считался «свободным от позора».
Чтобы быть принятым в Юнегенфольк, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу — юнгфольк.
Церемония приема проводилась в день рождения фюрера (20 апреля). В мероприятии принимало участие высокое партийное руководства.
В Гитлерюгенд работала специальная надзорная служба. Юные “волчата фюрера” доносили на тех, кто позволял себе антиправительственные высказывания (и даже на родных).
Девочки в Гитлерюгенд занимались музыкой и танцами, уроками ведения домашнего хозяйства, спортом, ходили в походы, изучали национал-социализм.
В отличие от мальчиков они не могли водить машины и летать на глайдерах. В основном девочек готовили к роли хозяйки дома и матери будущих солдат и “чистых арийцев”.
В первые годы войны младшие гитлерюгендовцы работали в тылу, а старшие шли на фронт. В последние годы войны в боях были задействованы гитлерюгендовцы и младшего возраста.
Как неотъемлемая часть НСДАП, Гитлерюгенд был распущен после победы над Германией.