6 июня 1922 год вышел первый номер популярнейшего среди советских женщин журнала «Крестьянка». За девяносто лет жизни издание прошлой долгий и причудливый путь – из агитки оно превратилось в глянцевый журнал для женщин.
Первый номер «Крестьянки» вышел тиражом пять тысяч экземпляров по цене 35 рублей. В этом выпуске было опубликовано обращение председателя ВЦИК Калинина, в котором пояснялась роль издания в приобщении советских женщин к общественной и культурной жизни страны. К первому номеру журнала полагалось бесплатное приложение “Долой неграмотность”.
Неграмотными тогда были очень многие крестьянки. Бывало, что на целое село приходилось две-три грамотные женщины.
В дальнейшем, к каждому выпуску журнала прилагались бесплатные приложения с уроками кройки и шитья, вязания, кулинарии, настольные календари и так далее.
На страницах журнала выступали Крупская и Луначарский. Публиковались Демьян Бедный, Максим Горький, Серафимович, Твардовский и другие именитые писатели.
В 20-е и 30-е годы “Крестьянка” была мощным орудием агитации – молодому государству было необходимо привлечь женщин к социальному строительству, разделению ими новых ценностей, поддержке новой власти. К 30-му году стоимость журнала составит 12 копеек, а тираж будет
уже достигать 140 000 экземпляров.
В год создания журнала, в нем было много рекламы. Рекламные полосы составляли до половины объема журнала, публиковались объявления ГУМа, Нефтесиндиката, Торгугля, Резинотреста, объединения шелковых фабрик, треста «Обновленное волокно» и прочих.
Библиотекарь Лукашевич из Воронежской губернии выразила свое негодование ситуацией: «Что страшно неприятно поразило меня в последнем 5-м номере — так это отдел объявлений… Отцы родные, да для чего и для кого исписали ими 10 листов, кому они нужны. Ведь нэпман и в руки не возьмет «Крестьянку», а павловские, примерно, крестьяне в Москву не поедут за товарами, — для чего портить журнал таким ненужным материалом».
Была в журнале и рубрика “Веселая страничка”, где были представлены карикатуры на злобу дня.
Правда, не всегда аудитория была готова разделить подобный юмор.
Например, крестьянка Мария Князева написала в редакцию возмущенное письмо: «Прочитали мне дети журнал “Крестьянка”. Все там хорошо, все складно так написано, да вот одно мне пришлось не по нраву. Показали мне ребята картинку, сами-то заливаются, смеются, а нам не понравилось. Была это там написана Арина-делегатка, да такой уродиной представлена — страсть глянуть. Ноги-то кривые, а лапти — какие-то просто плетни. .Не след вам конфузить нас крестьянок. Хорошо это вы делаете, что пишете про нас, про баб, всякую нужду нашу знаете, да только уж коли хотите показывать крестьянку, то показывайте такую, какая она есть, а не косолапьте и не уродуйте нашу сестру».
В 20-годы журнал содержал довольно специфические для современного человека рубрики.
Например, в рубрике “Справочник крестьянки” содержалась информация о налогах, помощи семьям красноармейцев и так далее. Рубрика “По белу свету. Там, где еще правит буржуазия” рассказывала читательницам о жизни и борьбе крестьян за коммунизм в других странах.
В 1930 году было опубликовано рекламное объявление на подписку журнала, которое очень точно отражало содержание журнала в довоенные годы:
Журнал всю правду расскажет нам:
О прошлом, о нашем грядущем,
О новом, чей голос звенит по полям,
О новом, победно идущем.
Чужую, ненужную нам старину
Он судит сурово и грозно;
Он выучит вас, как взорвать целину
И сделать страну колхозной.
Чтоб глубже корнями врастал новый быт,
Чтоб старое было добито,
Пусть будет осиновый кол забит
В могилу старого быта.
Нам в этом поможет журнал наш родной,
Который зовется «Крестьянка» —
Он борется с плесенью старой —
С пивной, с попом, суеверьем и пьянкой.
Аудиторию “Крестьянка” определил так:
Колхозницы, батрачки,
Беднячки и середнячки —
Чтоб крепла колхозная ваша семья —
Читай журнал свой «Крестьянка».
Крестьянки в 30-е годы были вопиюще бедны и денег на подписку не всегда хватало. И тогда они начинали собирать деньги на коллективную подписку – продавали яйца, муку, нитки. Некоторые читательницы называли “Крестьянку” лучшим другом и советчиком.
Интересно, что женский журнал читали не только женщины. Мужчины тоже активно интересовались изданием. “Крестьянку” они называли “бабская евангель” или “бабья библия”. Возможно, такой интерес к женскому журналу был связан с тем, что периодических изданий для селян тогда было мало. В “Крестьянке” того времени отношение к мужчинам было негативным – как к угнетателям советских женщин. Издание призывала своих верных читательниц в случае проявления к ним неуважения со стороны супруга, угрожать благоверному разводом, жалобой в сельсовет, да и скалкой по хребту обидчика пройтись не зазорно.
Многие читательницы были рады такому интересу к сельским женщинам, писали в журнал о том, что раньше жили “в темноте”, а издание ведет их к свету, является родным, близким и понятным. Сельская женщтна впервые, пожалуй, начала осознавать, что она “ровня мужику”.
В №3 за 1935 год член президиума II Всесоюзного съезда колхозников-ударников Т. Шаповалова призналась: «Я теперь хозяйка, кухаркой была до 1923 года, а теперь в Кремле дела вершу вместе с партией».
В военное время «Крестьянка» продолжала выходить, хотя и не регулярно. В 50-е годы в журнале появились репродукции картин известных художников. Читательницы любили этими репродукциями украшать свои жилища. Интересный факт – Иосиф Сталин, увидев в журнале репродукцию картины “Девочка с ягненком” самостоятельно вырезал ее и украсил стену дачи.
После смерти Сталина “Крестьянка” поместила портрет вождя на обложке в траурной рамке.
В 70-е и 80-е годы журнал стал во многом ориентироваться на освещение женской моды. Самыми популярными приложениями были уроки кройки и шитья. В “Крестьянке” все больше публиковались фотографии моделей. Также на первых страницах в это время печатаются делегаты съездов, известные спортсмены, космонавты, передовики труда.
Журнал выходил до конца 2015 года включительно и имел почти 400 тысячную аудиторию, основная тема издания – загородный дом и смежные темы.
Ошибка