Дворянин по матери
Популярный писатель и пламенный борец за советскую власть Аркадий Гайдар был не совсем “чист” в плане социального своего происхождения. Дело в том, что его мать принадлежала к старинному дворянскому роду, все отпрыски мужского пола которого посвящали жизнь военной карьере. Отец же его был из крестьян, а дед по отцу – крепостным.
Молодой да ранний
Аркаша Голиков (он же будущий Гайдар) научился читать в четыре года. Запоем читал книги из серии “Библиотека приключений”.
Имел за плечами пять классов образования и командирские курсы. Что не помешало ему с юности прослыть “светлой головой” и в шестнадцать лет командовать полком, численность которого составляла четыре тысячи человек.
В восемнадцать лет Гайдара отправили разобраться с мятежниками в Хакасии
Именно с “сибирского периода” за Гайдаром и потянулась слава зверя и садиста. В девяностых годах многочисленные журналисты и публицисты писали о безумном красном командире, рубившем головы налево и направо. Но есть и другая точка зрения. Никаких голов он не рубил, мятеж был легко “погашен” предложением Гайдара сдаться бунтарям без тяжких для них последствий. На тот момент хакасские крестьяне сами были довольно-таки обескровлены затянувшимся с “красными”противостоянием, поэтому многие сдавались добровольно.
Свой псевдоним “Гайдар” товарищ Голиков приобрел на сибирской земле
По одной из версий, прозвищем “Гайдар” юного командира, несущегося на скакуне с шашкой наперевес, прозвали испуганные хакасы. Слово “гайдар” переводится с хакасского «куда?». Гайдар скакал по деревням, а хакасы в ужасе спрашивали: “Куда? Куда едет Голик? Куда смерть несес?!”.
Постсоветские журналисты и биографы Гайдара писали, что был Голиков жесток до умопомрачения. Соратники звали его “Бешеный Аркашка”. Любого, кто попадал под его подозрения в контрреволюционной деятельности, ждала пуля в голову. Без расследований и судов. Исключений не было ни для кого. В одном из источников, основанных на беседах с жителями хакасских деревень, описывается, что Голиков не гнушался и расправой над детьми. То в ребенке он вдруг видел шпиона, то “вырезал” всю семью предателя, чтоб и корней не осталось. Впрочем, документальных свидетельств истязаний местного гражданского населения Голиковым так и не было представлено.
Неоднократно лежал в психиатрических больницах
По признаниям самого Гайдара, в психиатрических больницах он лежал раз восемь-десять. Диагноз, который поставили ему врачи – травматический невроз. В период обострения болезни Гайдар отличался возбудимостью, потерей сна, снижением интеллекта, склонностью к агрессии, затяжными депрессиями. Иногда Гайдар прибегал к самоистязаниям, например, резал свое тело бритвой. Часто делал это демонстративно. Обострение заканчивалось очередной больницей. Напомним, во все ужасы гражданской войны Гайдар был вовлечен в совсем юном возрасте – всего в четырнадцать лет. Бесследно подобное для психики вряд ли могло пройти.
Книга о Мальчише-Кибальчише была написана в психбольнице
В психбольнице города Хабаровска была написана книга “Военная тайна”. О героическом Мальчише и продажном буржуинам Плохише. Писатель трижды менял название книги, пока не остановился на “Военной тайне”. По признанию Гайдара, писалось ему легко и радостно. Душевная боль, которую он испытывал от ухода жены Лии Соломянской с маленьким Тимуром, притуплялась, голова его была занята только книгой. Эту лечебницу в Хабаровске писатель будет вспоминать без привычного озлобления к подобным заведениям.
Был вопиюще беден, несмотря на то, что книги издавались миллионными тиражами
У Гайдара не было своего жилья. Всю жизнь он скитался по углам, квартирам товарищей, пионерским лагерям. Плохие условия жизни, тем не менее, не мешали ему творить. Даже элементарного – одежды – у него было недостаточно. Известно, что перед награждением писателя в Кремле, жена полночи зашивала ему единственную гимнастерку, другой одежды просто не оказалось.
Писать книги Гайдар начал после того, как его исключили из партии и демобилизовали из армии
Гайдар был исключен из партии и отправлен на освидетельствование психиатров после того, как собственноручно убил военнопленных “беляков”.
Противника было приказано доставить в штаб для допроса, но Аркадий выбрал им иную судьбу – расстрел. После этого случая на него поступил донос с обвинениями в неуравновешенности и ряде преступлений.
Будучи лишенным звания командира, имеющий ряд тяжелых заболеваний, Гайдар в двадцать четыре года нашел себя в писательстве. Есть мнение, что своими книгами, светлыми и оптимистичными, а иногда даже романтичными, писатель стирал воспоминания об убитых им людях.
Ошибка