26 октября, 2021

Школьник за штурвалом самолета: “Это крутить можно?”

22 марта 1994 года лайнер Airbus A310 «Аэрофлота» потерпел крушение в районе Междуреченска. Самолет, которому дали имя в честь композитора Глинка, следовавший по маршруту Москва — Гонконг, упал в лесу под поселком Малый Майзас.

В результате этой авиакатастрофы погибли 75 человек: 63 пассажира, 12 членов экипажа. Причина катастрофы — человеческий фактор. Командир самолета посадил за штурвал ребенка, своего сына-подростка. Действия мальчика привели к отключению автопилота и крушению борта.

Этого происшествия могло бы и не быть — самолет летел согласно плану, все системы работали исправно, метеоусловия были благоприятны, летчики имели безупречную репутацию.

Ярослав Кудринский — резервный КВС рейса SU 593 Москва — Гонконг. В самолете были его дети — 15-летний Эльдар и 13-летняя Яна. Отец вез детей на четырехдневный отдых в Гонконг. Раз в году «Аэрофлот» давал возможность семьям пилотов право льготного перелета.

Через четыре часа после взлета самолет пролетал над Новокузнецком. Ярослав Кудринский позвал в кабину пилотов детей — предложил им сесть за штурвал. Дальнейшие подробности трагедии известны нам из записей черных ящиков. Сначала, по предложению отца, Яна садится в кресло пилота — Кудринский показывает ей .как нужно управлять автопилотом.  После Яны за штурвал сел брат. Эльдара за штурвалом снимает друг Кудринского — пилот Макаров. За три минуты до крушения Эльдар просит у отца “крутить” штурвал. В результате “кручения” отключился автопилот. Но никто этого не заметил.

Самолет начал уходить вправо и достиг критического крена. Первым заметил это Эльдар — по его словам, самолет поворачивался “сам”.

Далее экипаж пытался вывести самолет из глубокого крена. Пассажиры, почувствовав сильный крен, закричали, началась паника. За штурвалом продолжал сидеть ребенок — и мешал первому пилоту справиться с ситуацией. Эльдару отец давал путаные команды — ребенок хаотично крутил штурвал.

Лайнер ушел в пике и набрал скорость. Перегрузка не позволила Эльдару сразу встать с кресла.

Через 30 секунд самолет вошел в «штопор» и столкнулся с землей в окрестностях села Малый Майзас — хвост судна зацепил сопку. Самолет был полностью разрушен, начался пожар.

О крушении самолета стало известно только через два часа после катастрофы. Сильный пожар не позволял спасательному вертолету подступиться к месту крушения. Лишь  23 марта удалось проложить санную дорогу к обломкам — спасать было уже некого. Свидетели утверждали, что один из пассажиров, молодой мужчина, после падения самолета был еще некоторое время жив.

Осколки самолета были разбросаны на полкилометра. Повсюду были разбросаны, сумки, одежда, доллары, украшения. В этом самолете летели граждане других стран — вполне обеспеченные, летели на отдых в Гонконг.

Были задействованы войска и новокузнецкий ОМОН — для защиты места трагедии от мародеров.

Первое время рассматривались версии о теракте, разгерметизации салона, столкновения самолета с посторонним предметом.

Потом были вынуждены признать — самолет погубил ребенок и техническая особенность Airbus. Это судно было одним из первых импортных самолетов, поступивших в Россию. Использовали борт только на международных направлениях. В самолетах Airbus система автопилота автоматически отключается, если пилот прикладывал к штурвалу усилие. Пилоты не были об этом предупреждены. В отечественных самолетах автопилот отключается только принудительно, нажатием кнопки.

Падение лайнера негативно сказалось на имидже «Аэрофлота». Компания потеряла в 1994 году до 30% потенциальных пассажиров. В 1995 году дочерняя авиакомпания «Аэрофлота» «РАЛ», эксплуатировавшая «Аэробусы», была ликвидирована.

Номер рейса Москва –Гонконг был изменен с SU593 на SU212. «Аэробусы» с него сняли, заменив на Boeing 777-300ER. Имя композитора Глинки ни одному из самолетов «Аэрофлота» больше не присваивали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *